• Правила
  • Контакты
» » Юрий Нестрига.ИСКАЖЕНИЕ ИСТИНЫ С ПОМОЩЬЮ МАНИПУЛЯЦИЙ В ПИСАНИИ.
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 27-06-2016, 23:28
Категория: Статьи

       ИСКАЖЕНИЕ ИСТИНЫ С ПОМОЩЬЮ МАНИПУЛЯЦИЙ В ПИСАНИИ.

 

 

Хочу поделиться с вами кое-какими мыслями по поводу искажения Ветхозаветных и Новозаветных Писаний. Помимо различных текстологических нюансов, случайных ошибок переписчиков и прочих вещей, можно с уверенностью говорить о том, что на протяжении веков как с Ветхозаветными, так и с Новозаветными Писаниями велась целенаправленная борьба с целью исказить Писания настолько, чтобы был утрачен конкретный и однозначный смысл. И, чтобы, таким образом, появилась площадка для всевозможных манипуляций и злоупотреблений. Об этом дальнейшая информация.

 

Привожу для примера несколько цитат из книги «Диалог с иудеем Трифоном» христианского проповедника середины 2 века Иустина Мученика:

«71. — Но я не согласен с вашими учителями, которые не признают, что те семьдесят старцев во время Птоломея, царя египетского, правильно сделали перевод и сами стараются перевести. И я хочу, чтобы вы знали, что они из перевода, сделанного старцами при Птоломее, совершенно уничтожили многие места Писаний, ясно свидетельствующие о том, что было предсказано о божестве, человечестве и крестной смерти этого Распятого, я не привожу этих мест в таких спорах, так как знаю, что все из вашего народа отвергают их; но я поведу свое исследование на основании тех мест Писания, которые вы еще признаете.

— Просим тебя, сказал Трифон, — сперва представить, по крайней мере, некоторые из тех мест Писаний, которые, ты говоришь, совершенно уничтожены у нас.

72. — Исполню ваше желание, отвечал я. Так из объяснений, которые сказал Ездра относительно закона о Пасхе, они выпустили следующее: «И сказал Ездра народу: эта Пасха — наш Спаситель и наше прибежище. И если вы размыслите и войдет в наше сердце то, что мы имеем унизить Его на знамении, а после будем надеяться на Него, то место это не будет опустошено навсегда, сказал Бог воинств; если же не уверуете в Него, и не послушаетесь проповеди Его, то будете посмешищем для народов». И из слов Иеремии выпустили следующее: «Я как незлобивый агнец, несомый на заклание. Они имели на Меня помыслы, говоря: придите, бросим дерево в его хлеб и уничтожим его с земли живых и пусть имя его более не вспомнится». Так как эти слова из Иеремии доселе сохраняются в некоторых списках в иудейских синагогах — ибо они недавно выпущены, — а они показывают, как иудеи совещались об этом Христе и положили умертвить Его распятием на кресте, и Сам Он представляется здесь, как агнец незлобивый, подобно тому, как у Исаии пророчески назван овцою, ведомою на заклание, то они приходят от этих слов в такое затруднение, что обращаются к хулению Его. Из слов того же Иеремии они выпустили также следующее: «Господь Бог вспомнил мертвых своих из Израиля, уснувших в земле могилы и сошел к ним благовествовать им спасение Свое».

73. — И из девяносто пятого псалма Давида они уничтожили следующие немногие слова: «с дерева». Ибо сказано было: «говорите среди народов: Господь воцарился с дерева», а они оставили так: «говорите в народах: Господь воцарился». Но никогда не говорилось ни о ком из вашего рода, что он, как Бог и Господь, воцарился над народами, кроме этого одного Распятого: о Нем в этом же псалме Дух Святой говорит, что Он спасся Своим воскресением, и показывает, что Он не имеет сходства с богами народов; ибо они изображения демонов.

— Бог знает, отвечал Трифон, уничтожили ли что-нибудь из Писаний наши начальники; а мне кажется это невероятным.

— Конечно, — сказал я, это кажется невероятным: ибо это ужаснее, нежели слитие тельца, которое они совершили, приношение детей в жертву демонам, или убиение самих пророков. Но вы, мне кажется, совсем не слыхали тех мест из Писаний, которые, как я сказал, тайно были уничтожены ими.

120. Посмотрите, как Он обещал тоже самое Исааку и Иакову. Так Он говорит Исааку: «чрез семя твое благословятся все народы земные» (Быт. 26:4), и Иакову: «чрез тебя и чрез семя твое благословятся все племена земные» (Быт. 28:14). Он не говорит этого ни Исаву, ни Рувиму, ни кому-либо другим, а только тем, от которых Христос имел произойти по домостроительству чрез Деву Марию. А если ты поймешь благословение Иуды, то узнаешь то, что я говорю. Ибо отделяется семя от Иакова и проходит чрез Иуду, Фареса, Иессея и Давида. Это было знаком того, что некоторые из вашего народа обретутся детьми Авраама и в части Христовой, а другие, хотя и дети Авраама, будут на подобие песка на морском берегу — непроизводительного и бесплодного, который весьма велик количеством и неисчислим, но не приносит никакого плода а только поглощает морскую воду: этим обличается великое множество таких в вашем народе, которые впивают в себя учение горечи и нечестия, а слово Божие отвергают. Об Иуде Он говорит: «не оскудеет князь от Иуды и правитель от чресл Его, пока не придет то, что отложено для Него: и Он будет чаяние народов» (Быт. 40:10). Ясно, что это сказано не об Иуде, а о Христе, ибо все мы из всех народов ожидаем не Иуду, но Иисуса, который и отцов ваших вывел из Египта. Ибо пророчество до пришествия Христова предвозвестило: «пока придет Тот, которому отложено; и Он будет чаяние народов». Итак, Он пришел, как я пространно показал, и опять на облаках придет тот Иисус, Которого имя вы оскверняете и стараетесь осквернить по всей земле. Я мог бы, государи мои, — продолжал я, — с вами спорить об изречении, которое вы изъясняете говоря, что сказано: «пока не придет то, что отложено Ему»; ибо семьдесят толковников не так перевели, но: «пока не придет Тот; кому отложено». Но так как следующие слова — они так читаются: и Он будет чаяние народов — доказывают, что в них говорится о Христе, то я, не вступаю с вами в спор о незначительном выражении, подобно тому, как я не старался представлять доказательство о Христе из мест Писаний, не признаваемых вами, которые выше привел я из пророков Иеремии, Ездры и Давида, но доказывал теми, которые и доныне признаются вами. Если бы ваши учители поняли эти места, то — будьте уверены, уничтожили бы их, как они сделали с местом, касающимся смерти Исаии, которого вы распилили деревянною пилою».

 

Что касается новозаветных Писаний, были уничтожены и не дошли до нашего времени труды апостольского ученика Папия, Эгезиппа и других, старательно записывавших изречения Христа и апостолов. Большинство рукописей касающихся ранней церкви и дошедших до нашего времени, нам известны сегодня только благодаря самоотверженности некоторых исследователей 19 века, как например, Тишендорф. Которые совершали поездки по отдалённым монастырям и там находили позабытые в веках (а то и в тысячелетиях!) свитки.

 

Теперь о том, как обстоит дело с каноническими новозаветными книгами. Впрочем, хотелось бы обратить внимание не на сами эти книги (для меня – они, без сомнения, авторитетные и боговдохновенные), а на их СПИСОК, так называемый канон.

Мецгер во введении к своей книге, посвящённой канону НЗ, признает, «полное молчание святых Отцов о том, как проходила канонизация». И, надо сказать, у этих святых Отцов действительно были серьёзные причины соблюдать «полное молчание» о том, как проходил процесс канонизации. А также и о том, зачем им вообще понадобилась эта канонизация.

 

Официальная версия такова: существует необходимость разграничить истинные книги от книг еретических. На первый взгляд этот аргумент кажется основательным. Но давайте попробуем копнуть глубже и понять, откуда появилась такая необходимость.

 

Рассмотрим наглядный пример. Каждый из нас учился в средней школе и изучал там предмет под названием Русский язык. В процессе изучения мы проходили разные разделы, такие как орфография, пунктуация, лексика и другие. Всё это одним словом для того, чтобы мы сами умели грамотно читать и писать. И вот, представьте, после успешного окончания школы к вам подходит какой-то человек и говорит: «Возьмите эти два списка. В первом имена авторов, которых можно читать, потому что они пишут грамотно. А во втором авторы, которых не нужно читать, потому что они пишут неграмотно». Какая будет ваша реакция на это? Наверное, вы скажете ему, что он зря старался, составляя эти списки. Потому, что вы, в соответствии с полученными знаниями, и сами в состоянии различить, кто из авторов пишет грамотно, а кто нет. И, таким образом, сами можете определиться, кого вам стоит читать, а кого нет.

И при этом вам, наверное, и в голову не придёт, что этот странноватый дяденька старался не зря. И вовсе не для того, чтобы облегчить вам выбор книг для чтения. И даже не для того, чтобы обезопасить ваш изысканный вкус от неграмотного писаки. Его цель – под благим видом предлагаемого вам готового списка (или другими словами канона) установить цензуру и, таким образом постепенно отучить вас мыслить самостоятельно.

 

В ранней церкви, например, не было никакой необходимости для определения канона. Потому что каждый христианин обязательно владел хотя бы минимальным объёмом возвещённых апостолами истинных знаний, необходимых для того, чтобы, используя эти знания, праведно прожить свою жизнь и получить спасение к вечной жизни. Ну, а уж остальное давалось по мере личного совершенствования, как написал апостол Павел: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными».

Поэтому никто особенно и не переживал, если кто-нибудь допускал неточности в каких то деталях. Даже и в более серьёзных вещах один апостол публично исправлял точку зрения другого апостола. Как это было у Павла с Петром. Или даже два апостола могли между собой и горшки побить, как Варнава и Павел. Но ничего, потом успокаивались, мирились, и всё было прекрасно.

 

Подобно тому, как человек, обладающий музыкальным слухом, может легко отличить – кто из музыкантов сфальшивит, точно также и обладающий хотя бы минимально необходимым истинным знанием христианин сможет отличить и лжепророка и лжеписателя. При таком подходе, понимая основной смысл и дух Писания, его внимание всегда будет обращено на главное, и любая фальшивка будет резко выделяться на общем фоне красоты и гармонии. И даже затерявшаяся во второстепенных деталях ошибка, к совершенству, конечно, не приблизит, но и непоправимого ущерба не причинит.

 

А вот если упор делать на букве Писания, потому что оно авторитетно, канонично и т.д., то всё внимание переключается на непосредственно текст Писания. И вот здесь уже громаднейшее значение приобретает каждая запятая, потому что от малейшей неточности, от небольшого её перемещения будет радикально зависеть смысл фразы «казнить нельзя помиловать». И когда выходит в свет очередная книга какого-нибудь доктора софистических наук на тему: «А в Библии ошибочка вышла!» люди, естественно начинают мучиться вопросами. А может, Библия не настоящая? А может, и Христа не было? А может, и Бога нету? И т.д. Между тем дикари, не знавшие никакой письменности, на протяжении не одной сотни лет в точности сохраняли апостольское учение, как о том есть свидетельства в ранней церкви.

 

Текст моисеева Закона был идеален, в точности записан под диктовку Самого Бога. Но мы же знаем, что вытворяли с этим Законом фарисеи, с помощью буквоедства и манипуляций подменяя Божьи заповеди своим преданием. И вводя в заблуждение весь народ. Потому что легко запутать человека, внимание которого рассеяно. А Иисус Христос указал фарисеям на корень проблемы: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!». Матф.23:23,24 Ученикам же Он сказал: «берегитесь закваски фарисейской». Сказал это потому, что знал – «закваска» эта будет действовать и дальше. И мы можем сегодня наблюдать полную картину того, как новозаветные фарисеи ревностно продолжили дело своих ветхозаветных предшественников.

 

Опасаясь фальшивомонетчиков, можно с каждой купюрой ходить в банк и спрашивать у сотрудника банка авторитетное мнение: фальшивая она или настоящая. А можно просто держать в кармане заведомо настоящую банкноту и самому сверять по ней все остальные.

 

Теперь несколько слов о самих канонистах. Первая попытка составить список канонических книг более или менее сходный с современным НЗ («канон Муратори» не в счёт, он существенно отличается) была осуществлена не в первом и не во втором, и даже не в третьем, а только в четвёртом веке. Триста лет просуществовало христианство без канонического списка и ничего страшного!

 

И вот, наконец, придворный историк императора Константина, и по совместительству церковный деятель Евсевий Кесарийский решил навести порядок в этом вопросе. Однако вместо того, чтобы ясно и конкретно указать: вот эти книги истинные, и мы их принимаем, а вот эти – еретические, и мы их отвергаем, он предлагает следующую хитроумную схему. Цитирую из книги Мецгера «Канон НЗ»: «Трудности при анализе вызывает, как заметил Добшютц, мысленная борьба между Евсевием-историком и Евсевием-церковным деятелем. Сначала Евсевий классифицирует книги по их каноничности/неканоничности; затем, в зависимости от их содержания, он делит их на церковные и нецерковные. К первым относятся homologoumena (признанные) и antilegomena (спорные), которые каноничны, а ко вторым notha (подложные), которые не входят в канон и соответственно неканоничны. Таким образом, notha занимают особенное положение, будучи церковными, но неканоническими. Нецерковные книги, утверждает Евсевий, не считают и никогда не считали авторитетными».

 

- Ну, если верить собственным глазам, то в этом отрывке написано, что, оказывается, даже в самом каноне есть спорные (?) книги! Как, например, книга «Откровение», которую апостол Иоанн то ли от Бога получил, то ли сам придумал… В зависимости от мнения, распространённого в той или иной церкви.

Однако ещё больше умиляет то обстоятельство, что есть так называемые «подложные» книги. Согласно определения Евсевия, эти книги – где-то посередине между книгами каноническими и еретическими, но, в то же время, они являются и церковными.

Полная абракадабра! Я это больше комментировать не могу…

 

Теперь о критериях, по которым книги отбирались в канон. Цитирую из книги Мецгера «Канон НЗ» глава 11:

«Главной предпосылкой, позволяющей причислить текст к разряду канонических, было его соответствие тому, что называлось "правилом веры”, то есть основным христианским традициям, которые считались в Церкви нормой».

- Просто и ясно. Старый добрый принцип о необходимости соответствия Генеральной линии Партии и Правительства… Может для кого-то это окажется новостью, но с каждым приходом «нового света» церковная верхушка в соответствии с «новым пониманием» изменяла и канон НЗ. И так происходило на протяжении 1200 лет, с 4-го века по 16-й.

 

«Другим критерием, применявшимся к книге, чтобы выяснить, можно ли ее включить в Новый Завет, был вопрос о ее апостольском происхождении».

- Но что в таком случае делают в каноническом списке евангелия от не апостолов Марка и Луки, греческий перевод евангелия от Матфея, оригинальный апостольский текст которого до нас не дошёл, книга Деяний, и послания не апостолов Иакова и Иуды?

 

«Третий критерий авторитетности книги заключался в том, что ее признают и широко употребляют в Церкви».

- А «признают и широко употребляют в Церкви» как раз именно потому, что книга соответствует (смотри п.1) «"правилу веры”, то есть основным христианским традициям, которые считаются в Церкви нормой». Так замыкается круг…

 

И, наконец, самое интересное:

«Нетрудно заметить, что в обсуждении критериев, которыми пользовались древние христиане при определении границ канона, ничего не сказано о боговдохновенности». «Отцы, несомненно, соглашались с тем, что Св. Писание Ветхого и Нового Заветов боговдохновенно, но не считали это основой их уникальности».

«Короче говоря, Св. Писание, по мысли Св. Отцов, действительно боговдохновенно, но из этого еще не следует, что оно авторитетно».

«Таким образом, хотя и правильно то, что библейских авторов вдохновлял сам Бог, это не критерий каноничности».

«Писание канонично не потому, что автор был исполнен божественного вдохновения; скорее автор считается исполненным вдохновения, поскольку написанная им книга признана канонической».

- Вы не ослышались! Даже вдохновение Самого Бога не может придать Писанию столько авторитетности, сколько это может сделать кучка святых церковников…

 

Возможно, я немного переборщил с чёрными красками, описывая всё это. Но я старался наглядно показать реальную ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день. Мы пытаемся извлекать истину из того, что задолго до нас уже было убавлено, прибавлено и канонизировано. А отсюда получаются и значительные пробелы в понимании изначального апостольского учения, которые заполняются мнениями канонистов, догматистов и прочих софистов. Дальше – хуже. Получается ситуация, когда тысячи разногласящих друг с другом христианских сект восторженно размахивают одной только Библией и громогласно декларируют принцип Сола Скриптура…

 

Но чтобы меня понимали правильно, я вовсе не призываю и к другой крайности. А именно чтобы всё, что написано за века христианства, возводить в ранг Предания с большой буквы, и выстраивать учения дальше уже на этом. Однако есть один хороший совет от апостола Павла, ним я и предлагаю воспользоваться для восстановления апостольского учения, насколько это только возможно. Звучит он следующим образом: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». 2-е Тимофею 2:2. Это значит, что апостольский ученик Тимофей, побуждался Павлом к тому, чтобы в точности передать апостольское учение своим уже ученикам. Но здесь речь идёт не просто о проповеди. А о передаче точного и систематического апостольского учения людям «способным и других научить».

 

Примерно то же самое апостол Павел написал и другому своему ученику, Титу. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал. Ибо епископ должен быть непорочен… держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Титу 1:5-9 «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, не поврежденность, слово здравое, не укоризненное». Титу 2:1,7,8

 

Дело в том, что апостолы и их ближайшие сотрудники подготавливали способных учеников, чтобы передавать им управление церквями, которые создавались благодаря их благовествованию. Чтобы самим иметь возможность идти с проповедью истины дальше и выполнять поручение Христа научить все народы. Таких способных к учительскому служению братьев апостолы обучали особенно тщательно. Деян.20:17,18, 25-31 «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им… И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».

 

Как я уже упоминал, благодаря некоторым исследователям 19 века, были найдены некоторые произведения нескольких апостольских учеников, а также учеников этих апостольских учеников. Все они были епископами церквей в разных городах, но апостольское учение хранили целым и неповреждённым. Среди них:

 

Климент, епископ Римской церкви в 92-101 годах, ученик апостолов Петра и Павла. О нём сохранилось упоминание в Филиппийцам 4:3 «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни». В 101 году Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее.

 

Игнатий общался с апостолом Петром во время пребывания его в Антиохии. Был также учеником апостола Иоанна. В 67 году скончался первый епископ Антиохийской церкви Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником стал Игнатий. Он управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг.) В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что Игнатий исповедует Христа, и учит не приносить жертву римским богам. Император вызвал епископа и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где он был отдан на растерзание зверям в Колизее. Игнатий просил христиан не писать прошение императору, чтобы спасти его от смерти. Услышав о мужестве епископа, Траян прекратил гонения на христиан.

 

Поликарп (70 - 156 гг.), ученик апостола Иоанна. Близкий друг Игнатия. Примерно около 110 г. был уже вторым епископом Смирны. После смерти Иоанна и Игнатия его считали наставником христиан всей малой Азии. Был сожжен на костре за отказ принести жертву императору и отречься от Христа в гонение императора Марка Аврелия в 156 г.

 

Ириней ученик Поликарпа. Кроме Поликарпа Ириней знал и многих других мужей, обращавшихся с апостолами: он слышал их учение и видел их дела. О своем ученичестве у Поликарпа он сообщает: «Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся. Так я мог бы теперь изобразить место, где сидел и разговаривал Поликарп, изобразить его походку, его образ жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем обращении с Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах. По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти». По смерти 90-летнего епископа Лионской церкви Пофина, скончавшегося во время гонения в темнице в 177 году, Ириней был избран епископом. Написал несколько книг, в которых отстаивал апостольское учение, с помощью которого опровергал известных в его время еретиков. Ириней скончался смертью мученика в гонение императора Септимия Севера около 202 г.

 

Предлагаю вниманию читателя несколько отрывков из произведений Иринея, чтобы показать наглядно, как в ранней церкви относились к истине, к учению Христа, проповеданному апостолами и переданному для сохранения достойным ученикам.

 

Ириней Лионский «Обличение лжеименного знания» книга 3:

 

Глава I. Апостолы начали проповедовать и излагать в письмена Евангелие не прежде, как были облечены силами Св. Духа.

1. Об устроении нашего спасения мы узнали не чрез кого другого, а чрез тех, чрез которых дошло к нам Евангелие, которое они тогда проповедовали (устно), потом же, по воле Божией, предали нам в Писаниях. Неприлично же утверждать, что они проповедовали прежде, чем получили совершенное знание, как осмеливаются некоторые говорить, выдавая самих себя за исправителей апостолов. Ибо, после того как Господь наш воскрес из мертвых, и они облечены были свыше силою нисходящего Св. Духа, исполнились всеми (дарами Его) и получили совершенное знание, — они вышли в концы земли, благовествуя о благах, (дарованных) нам от Бога.

 

Глава II. Еретики не следуют ни Писанию, ни преданию.

1. Когда обличают (еретиков) из Писаний, то они обращаются к обвинению самых Писаний, будто они неправильны, не имеют .авторитета, различны по изложению, и (говорят), что из них истина не может быть открыта теми, кто не знает предания. Ибо (говорят) истина предана не чрез письмена, но живым голосом, и потому будто Павел сказал: мы говорим премудрость между совершенными, премудрость же не мира сего (1 Кор. 11, 6). И этою премудростью каждый из них называет изобретенный им самим вымысел, так что, по их понятию, истина находится то в Валентине, то в Маркионе, то в Керинфе, а потом в Василиде, или в каком другом противоречащем им (учителе), который не мог ничего сказать, относящегося ко спасению. Ибо каждый из них, будучи совершенно превратного направления, не стыдится, искажая учение истины, проповедовать себя самого.

2. Когда же мы отсылаем их опять к тому преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемства пресвитеров, то они противятся преданию, говоря, что они мудрее не только пресвитеров, но и апостолов, и что они нашли чистую истину. Итак, выходит, что они не согласны ни с Писаниями, ни с преданием.

3. С такими-то людьми мы должны, любезный друг, сражаться, — людьми, которые, подобно змеям, стараются отовсюду ускользнуть. Поэтому, должно противостать им со всех сторон, дабы некоторых из них выбить из их убежища и привести к обращению к истине. Ибо. хотя не легко обратиться душе, объятой заблуждением, но не совсем невозможно освободиться от заблуждения, как скоро представлена истина.

 

Глава III. Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящегося в Церкви.

1. Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят. Ибо, если бы апостолы знали сокровенные таинства, которые они сообщали совершенным отдельно и тайно от прочих, то передали бы их в особенности тем, кому поручали самые церкви. Ибо они хотели, чтобы были совершенны и безукоризненны во всем те, кого оставляли своими преемниками и кому передавали свое место учительства.

2. Но поелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом. И возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов дошла до нас.

3. Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими; впрочем он не один, но многие еще оставались тогда, которые получили наставление от апостолов. При этом Клименте, когда произошло немалое разномыслие между братьями в Коринфе, церковь римская написала к коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их веру, и возвещая принятое от апостолов предание.

4. И Поликарп, который был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, и которого и я видел в моей ранней молодости, — ибо он жил долго и в глубокой старости окончил эту жизнь славнейшим и благороднейшим мученичеством, — он всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь, и что одно только истинно. Об этом свидетельствуют все церкви азийские, равно как и те, которые были преемниками Поликарпу до настоящего времени, — такой человек гораздо достовернейший и надежнейший свидетель истины, чем Валентин, Маркион и прочие еретики. Он, прибыв в Рим при Аниките, многих обратил от вышепоименованных еретиков к церкви Божией, возвещая, что он принял от апостолов одну только ту истину, которая передана Церковью. И сам Поликарп при встрече с Маркионом, сказавшим ему: "знаешь ли меня", отвечал: "знаю первенца сатаны". Такую осторожность имели апостолы и их ученики, чтобы даже в слове не иметь общения с кем-либо из тех, которые искажали истину. Есть весьма дельное послание Поликарпа, написанное к филиппийцам, из которого желающие и заботящиеся о своем спасения могут узнать и характер веры его и проповедь истины. Также и церковь ефесская, основанная Павлом и имевшая среди себя Иоанна до самых времен Траяна, есть истинная свидетельница апостольского предания.

 

Глава IV. 1. При таких доказательствах, не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине. А все прочие (учители) суть воры и разбойники. Посему, должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины. Что же? Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса? Что если бы Апостолы не оставили бы нам писания? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили церкви?

2. Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание. Принявшие эту веру без письмён суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости. И если бы кто стал проповедовать этим людям еретические измышления, говоря с ними на их собственном языке, — тотчас бы, зажимая уши, убежали как можно далее, не терпя даже слышать богохульную беседу. Таким-то образом, вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков, так как у них не было ни (церковного) собрания, ни установленного учения.

 

Книга 4.

 

Глава XXVI. 2. Поэтому, надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было, собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины.

3. А те, которые почитаются многими за пресвитеров, но служат своим удовольствиям и не предпоставляют страха Божия в сердцах своих, а ведут себя с презрением к прочим и гордятся своим председательством. и делают в тайне злое, говоря: "никто нас не видит", будут обличены Словом, Которое судит не по видимости и смотрит не на лице, а на сердце.

4. От всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение Апостолов и ведут здравую речь и безсоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих. Так и Апостол Павел, имея добрую совесть, говорил коринфянам: "ибо мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но искренно, как от Бога, пред Богом говорим во Христе". "Мы никого не обидели, никого не испортили, ни от кого не искали корысти".

5. Таковых пресвитеров питает Церковь. О них и пророк говорит: "и дам Я правителей твоих в мире и епископов твоих в правде". О них и Господь сказал: "кто же будет верный слуга добрый и благоразумный, Которого господин поставил над своими домочадцами, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот слуга, Которого господин, пришедши, найдет поступающим так". Павел, уча нас, где таковых найти, говорит: "Бог (иных) поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями".

Итак, где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от Апостолов, здравую и безукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение.

 

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.