• Правила
  • Контакты
» » Нестрига Юрий: Исследование учения апостольской церкви. часть 1
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 19-12-2016, 09:27
Категория: Статьи

                                                 Нестрига Юрий.

 

 

       Исследование учения апостольской церкви.

 

 

 

Глава 1. Смерть тела и смерть души.

 

 

 

                                                                                   Но так как наши надежды устремлены  

                                                                                   не к настоящему, то не беспокоимся,

                                                                                   когда нас умерщвляют, - зная, что все

                                                                                   непременно должны умереть.

                                                                                                    Иустин Мученик

                                                                                                       (Апология I. 11)

 

 

 

 А). Смерть тела. Схождение Христа в ад.

 

 

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им… Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души /5590 cux®n1) дыхание, дух, душа, сознание; 2) жизнь; 3) существо, личность, человек/ моей в аде/86 њdhnГадес, Аид, ад/ и не дашь святому Твоему увидеть тления». (Пс.15:10; Деян.2: 14, 22-27)

 

Двенадцать апостолов, после получения Святого Духа в Пятидесятницу, отвечая на возражения иудеев, объяснили пророчество Давида о воскресении Христа, что «не будет оставлена душа его в аду». Что же тут подразумевается под выражениями «душа» и «ад»? Конечно, эти выражения в Писании употребляются в разных значениях. Однако, в нашем конкретном случае, если слово «ад» переводить как «могилу» или «гроб», то в каком же понимании «душа» Христа находилась в этой могиле? «Душа» - как цельный живой человек? Или «душа» - как жизнь в общем понимании? Или «душа» - как «дыхание» человека? Очевидно, что ни одно значение не подходит. В могилу помещают только мёртвое бездыханное тело, но не «душу», в любом понимании этого выражения. Отсюда видно, что «ад», в котором находилась душа Иисуса Христа, после смерти и до воскресения – это не гробница Иосифа из Аримафеи, в которой было положено Его тело.

 

Примечательно, что во всех четырёх евангелиях, в описании событий, связанных с  погребением Иисуса нигде не употребляется слово Њdhw – Гадес, Аид, ад. Употреблены только два греческих выражения: mnhmeЭonи t‹fowкоторые отличаются друг от друга только тем, что первое означает могилу с надгробием, а второе – просто могилу.

То же самое говорит и апостол Павел: «Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его в гроб/3419 mnhmeЭonгробница, могила/». (Деян.13:29) 

 

Итак, безжизненное тело Христа положили в гробнице в саду, которая находилась около поверхности земли. Отметим для себя эту деталь. Евреи не устраивали могилы в земле где-то на огромной глубине, но практически всегда – около поверхности. Следовательно, тело Иисуса не могло опускаться куда-то вглубь земли. Потому что оно лежало в гробе, и к тому же оно было мёртвым и не могло самостоятельно перемещаться. Однако Иисус Сам сказал: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце/2588 kardЫaсердце, внутренность, середина/ земли три дня и три ночи». (Мф.12:40)

 

И апостол Павел, который чуть выше утверждает, что тело умершего Иисуса положили в гробе, также написал следующее: «А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил /2597 katЎbhсходить вниз, спускаться/ прежде в преисподние/katЕterow 2737 самый нижний, глубочайший/ места /3313 mЎrhпредел, территорияземли?» (Еф.4:9)

И ещё: «А праведность от веры так говорит… кто сойдет в бездну/12 ђbussonбездна, пропасть, неизмеримая глубина, перен. преисподняя (место обитания мертвых и демонов, т.е. бесов)/ то есть Христа из мертвых возвести». (Рим.10: 6,7)

 

Вот это и есть то место в глубине земли, в котором по пророчеству Давида и объяснениям двенадцати апостолов, Самого Иисуса Христа, а также апостола Павла – находилась душа Иисуса Христа до воскресения, пока Его тело лежало в гробе.

 

Более того, апостол Павел пишет, что в этом подземном месте существуют и другие обитатели: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних /2709 kataxyonЫvn подземных, преисподних/». (Фил.2:10) 

 

Ученик и помощник апостола Павла – Лука, в своём евангелии пишет, что бесы знают о существовании бездны и совсем не хотят туда попадать. «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну /12 ђbussonбездна, пропасть, неизмеримая глубина, перен. преисподняя (место обитания мертвых и демонов, т.е. бесов)/». (Лк.8:30,31)

 

Апостол Пётр пишет во 2 послании, что в бездне, в которую не хотят идти бесы, уже находятся ангелы, согрешившие на земле перед потопом: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака/5020 tartarЕsaw, - ввергать или заключать в Тартаре (темной пропасти под адом), связывать адским мраком. Греческий лексикон Стронга/ предал блюсти на суд для наказания». (2-е Петра 2:4)

 

Существует, однако, версия, что выражение «Тартар» означает «полное уничтожение».

Но если мы внимательно перечитаем то, что написал Пётр, то увидим, что согрешившие ангелы ввергнуты в Тартар для содержания под стражей до времени Суда, на котором они получат свой приговор. Да и здравый смысл подсказывает нам, что Бог приготовил для грешных ангелов Суд вовсе не для того, чтобы ввергнуть их в «полное уничтожение» задолго до начала этого самого Суда… А кого же тогда судить?..

 

Другая версия утверждает, что «Тартар» - это и есть наш земной мир. Непокорные Богу ангелы оставили своё место на небе и стали жить на земле. За это Бог изгнал их с неба в наш земной «Тартар». Но, опять же, если сравнить эту версию с тем, что написал апостол Пётр, получается примерно следующее:

1). Бог их изгнал с того места, где они и сами не хотели быть и откуда они добровольно ушли (само действие правильное, грешникам не место на небе). Но можно ли считать наказанием, если кого-то изгоняют оттуда, где он и сам быть не хочет?

2). Бог изгнал их на землю, то есть на то самое место, где они и сами хотели быть, и куда они сами добровольно пришли (какое-то странное «изгнание» получается). Но можно ли считать наказанием, если кого-то изгоняют туда, куда он и сам пришёл, и где он желает оставаться и дальше?

3). Бог согрешивших ангелов не пощадил, но предал блюсти /5083 throumЎnouwохранять, стеречь, содержать под стражей/ на суд для наказания (при этом почему-то не приставив к ним охрану). Но можно ли считать заключённым преступника, который и дальше имеет свободу беспредельничать на земле как он сам того пожелает?

 

Одного из подземных ангелов апостол Иоанн в Откровении даже называет по имени: «Царем над собою она имела ангела бездны /12 ђbussonбездна, пропасть, неизмеримая глубина, перен. преисподняя (место обитания мертвых и демонов, т.е. бесов)/; имя ему по-еврейски Аваддон». (Откр.9:11)

Другого ангела, имеющего «ключ от бездны», апостол Иоанн упоминает в связи с заточением в бездну сатаны: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны /12ђbussonбездна, пропасть, неизмеримая глубина, перен. преисподняя (место обитания мертвых и демонов, т.е. бесов)/ и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну /12 ђbussonбездна, пропасть, неизмеримая глубина, перен. преисподняя (место обитания мертвых и демонов, т.е. бесов)/ и заключил его, и положил над ним печать». (Откр.20:1-3)

 

Прочитаем также несколько текстов из ВЗ об этом месте, находящемся внутри земли:

 

В книге пророка Исаии 26:19, мы видим сразу три различных значения слов, относящихся к умершим людям, но переведенных почти одинаково по смыслу на русский язык:

1. «Мертвец» - как мёртвый человек в общем понимании.

2. «Мёртвое тело» - в значении именно тела, или трупа.

3. «Мертвец» - как дух умершего человека.

«Оживут мертвецы /4191 מֵתֶיךָмёртвый/ Твои, восстанут мертвые тела/5038  יְקוּמוּןтруп/! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов/7496  הָרְפָאִים духи мёртвых, рефаимы/».   (Ис.26:19)

 

Существует два внешне похожих лексикона Стронга, но, тем не менее, не стоит их путать друг с другом:

7496 הָרְפָאִים – «Рэфа ийм». Духи мёртвых, рефаимы.  

7497 ־ הָרְפָאִֽים – «Харэфа ийм». Рефаимы, гиганты, великаны.  /Как название народа, некогда жившего в земле, завещанной Богом Аврааму Быт.15:18-20/.

«Рефаимы /7496הָרְפָאִים духи мёртвых, рефаимы/ трепещут под водами, и живущие в них. Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону».  (Иов 26:5,6)

 

Следующие два текста из книги пророка Исаии показывают, что «шеол» находится внизу на большой глубине:

«Ад /7585 ־ שְׁאוֹшеол: 1. преисподняя, ад; 2. гроб, могила; 3. царство всех умерших/ преисподний /8478 מִתַּחַתнижняя часть, ниже/ пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя рефаимов/7496 הָרְפָאִים духи мёртвых, рефаимы/». (Исаия 14:9)

«Но ты низвержен /3381 תּוּרָדсводить, низвергать, быть низвергнутым/ в ад /7585שְׁאוֹלшеол: 1. преисподняя, ад. 2. гроб, могила. 3. царство всех умерших /, в глубины/3411 ־ יַרְכְּתֵי край, предел, внутренность/ преисподней / 953 ־ בֽוֹר- бездна, преисподняя/». (Исаия 14:15)

 

О том же самом говорит Втор.32:22: «ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада /7585־ שְׁאוֹшеол: 1. преисподняя, ад; 2. гроб, могила; 3. царство всех умерших/ преисподнего /8482 תַּחְתִּיתнижний, низменный, преисподний, глубинный/». Однако, отметим сразу же, что здесь не говорится, что огонь горит внутри, в самом аду, но об огне исходящем от Бога, который извне пожирает землю, доставая даже до ада.

 

Ещё одно пророчество Давида об избавлении души Христа из ада на глубине в Пс.85:13:

«ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу /5315 נַפְשִׁיнафэший: 1. жизнь; 2. живое существо; 3. личность/ мою от ада /7585 ־ שְׁאוֹшеол: 1. преисподняя, ад; 2. гроб, могила; 3. царство всех умерших/ преисподнего /8482 תַּחְתִּיתнижний, низменный, преисподний, глубинный/». 

 

И ещё одно пророчество Давида о пребывании души Христа в аду: «Господи! Ты вывел из ада /7585שְׁאוֹלшеол 1. преисподняя, ад. 2. гроб, могила. 3. царство всех умерших/ душу/5315 נַפְשִׁיнафэший: 1. жизнь; 2. живое существо; 3. личность/ мою». (Пс.29:4)

 

Еврейское слово «нафэший» имеет следующие варианты перевода: 1) жизнь; 2) живое существо; 3) личность. Греческое слово «психи», как приведено в начале главы, имеет похожие варианты перевода. Поэтому повторим вопрос для еврейского текста псалмов, который уже задавали для греческого. Если в приведенных псалмах, не взирая на всё выше написанное, слово «шеол» переводить как «могила», то в каком варианте перевода «нафэший» Христа находилась в этой могиле? Жизни, живого существа или личности?

 

Несколько слов о симфонии Стронга. Она создана для того, чтобы осуществлять дословный перевод с оригинального текста. Но некоторые исследователи не видят различия между дословным переводом, каким является симфония Стронга и смысловыми переводами, к которым её произвольно привязывают. Различие заключается в том, что:

«Подстрочный перевод — дословный перевод иноязычного текста, часто с подробными пояснениями, использующийся как основа для последующего художественного перевода». (Википедия) 

 

То есть дословный перевод может быть критерием для смыслового, но смысловой перевод не может быть критерием для дословного. Так же как любое следствие зависимо от своей причины, но в то же время причина никак не зависит от этого следствия, ибо она первична. Покажем на примере как может отличаться дословный перевод от смыслового:

 

1) Симфония Стронга.

Чис.9:6 1961 וַיְהִיбыть - 582 אֲנָשִׁיםлюди - 834 אֲשֶׁרкоторый- 1961 וַיְהִיбыть - 2931 טְמֵאִיםнечистый, осквернившийся - 5315נַפְשִׁיлэнэфеш: 1. жизнь; 2. живое существо, животное, человек, мн.ч. люди; 3. личность.

2) Синодальный перевод с привязкой симфонии Стронга, программа «Цитата из Библии»:

Чис.9:6 Были люди 0582, которые были нечисты 02931 от [прикосновения] к мертвым 05315 0 телам 05315 0

 

Сравнив оба этих перевода, мы увидим, что, вместо одного слова – «лэнэфеш» вставлена целая фраза: «от [прикосновения] к мертвым телам». И хотя ради сохранения смысла именно в переводе на русский язык такой вариант возможен, но это вовсе не означает обратного, что, из-за привязки симфонии Стронга к синодальному переводу, и на иврите «лэнэфеш» будет иметь такое же значение. В привязке симфонии Стронга к каким-то другим переводам и на других языках, очевидно, что выражение «лэнэфеш» в тексте Чис.9:6 будет переведено какими-то другими словами или фразами, но, всё равно, оно не может иметь другие значения, чем те, которые оно имеет на иврите и которые указаны в лексиконе 5315

 

Далее, Притчи 9:18 сообщают о «мертвецах», находящихся в «шеол» на глубине. И если присмотреться к значению еврейского выражения «Рэфа ийм», которое переведено как «мертвецы», то увидим, что оно на самом деле означает не тела, а духи умерших.

«И он не знает, что мертвецы /7496 הָרְפָאִים духи мёртвых, рефаимы/ там, и что в глубине/6012 בְּעִמְקֵי  -глубина, глубокий/ преисподней /7585־ שְׁאוֹшеол: 1. преисподняя, ад; 2. гроб, могила; 3. царство всех умерших/ зазванные ею» (Прит.9:18)

 

И ещё две подобные притчи, где «мертвецы» на иврите также означают духи умерших:

Прит.2:18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам/7496 הָרְפָאִים духи мёртвых, рефаимы/. 

Прит.21:16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов         /7496 הָרְפָאִים духи мёртвых, рефаимы/. 

 

Все эти притчи написал царь Соломон. Кстати, тот самый Соломон, который в Экклесиасте написал известную фразу: «в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Он, как знаток древнееврейского языка, одарённый, к тому же, от Бога исключительной мудростью, знал, что существуют два вида «шеол». Первый «шеол» в могиле, возле поверхности земли, где находятся мёртвые тела. И, как он правильно отметил в Экклесиасте, в этом «шеол» действительно нет «ни размышления, ни знания, ни мудрости». А вот в Притчи 9:18 он говорит о другом «шеол», который находится в глубине, и в котором находятся духи умерших.

 

А ещё, Соломону был известен Псалом 54:16, который написан его отцом Давидом, и в котором Давид сообщает, что с наступлением смерти – в «шеол» сходят живыми:

«Да найдет на них смерть; да сойдут /3381 יֵרְדוּсходить, спускаться/ они живыми /2416 חַיִּים 1. живой, живущий; 2. жизнь/ в ад /7585־ שְׁאוֹ шеол: 1. преисподняя, ад; 2. гроб, могила; 3. царство всех умерших/, ибо злодейство в жилищах их, посреди их».   

 

Рассмотрев вышеизложенные доводы, можем прийти к выводу, что ученик апостола Иоанна – Поликарп ничего не прибавил к учению апостолов, когда в своём письме к Филиппийской церкви написал об Иисусе Христе: «Который претерпел за грехи наши самую смерть, но Которого воскресил Бог, расторгнув узы ада». (Филиппийцам, гл.1)

 

Чтобы расторгать узы «ада», под которым подразумевается «могила», вовсе и не нужно всемогущество Бога. Расторгнуть «узы могилы» без особого труда могли бы и люди – просто отвалив камень от входа в гроб. А вот расторгать узы ада, который в глубине земли – имеет власть только Бог. И, как мы будем говорить об этом ниже, эту же власть Он передал и Христу.

 

Игнатий, ученик апостола Иоанна, в течении 40 лет (67 – 107гг.) исполнял епископское служение в Антиохийской церкви. Причём, более 30 лет из этого 40-летнего отрезка времени он руководил церковью ещё при жизни апостола Иоанна. А до этого в Антиохийской церкви долгое время исполнял служение апостол Павел, учение которого там все прекрасно знали. Поэтому и Игнатий ничего не добавил к учению апостолов Павла и Иоанна, когда написал, что Христос «истинно был распят и умер, в виду небесных, земных и преисподних». (Траллийцам, гл.9)

 

Кстати этот текст ясно показывает, что «преисподние», о которых упоминают апостол Павел и Игнатий были живы во время распятия Христа, так как Он был распят и умер у них на виду. Упоминаем об этой детали потому, что некоторые утверждают, что «преисподние» - это обычные трупы, лежащие в земле. И которые только после своего воскресения должны будут преклониться перед именем Иисуса.

 

Знамение Ионы.

 

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли в святой град и явились многим».  (Мф.27:50-53)

 

Существует предположение, что тела этих воскресших святых были подобны телу Самого Христа. Но это противоречит учению апостола Павла: «так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». (1Кор.15:22,23)

Павел чётко указывает – во время Его пришествия, а не сразу же после воскресения.

 

Скорее это воскресение святых было подобным воскресению Лазаря. Но зачем же их нужно было воскрешать в таком виде, ведь им опять пришлось умирать, как и раньше? Что касается смерти праведных и верующих во Христа, которая наступала после Его воскресения, то она действительно отличается от смерти праведников, умерших до воскресения Иисуса. Но об этом скажем подробнее немного ниже.

 

Итак, с какой же целью воскресли эти святые? Вспомним разговор Иисуса с фарисеями. «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы». (Мф.12:38-41)

 

Таким образом, знамение, обещанное «роду лукавому», было в том, что Иисус через три дня воскреснет и об этом будет возвещено иудеям, чтобы они как и ниневитяне покаялись. Фарисеи отлично об этом помнили. Так что, даже не дожидаясь третьего дня, решили подстраховаться и просили Пилата поставить стражу возле гроба: «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще, будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых». (Мф.27:62-64)

 

Но ученики начали проповедовать о воскресении Христа публично в день Пятидесятницы, только через полтора месяца после этих событий. Сделать же это сразу по воскресении Иисуса они ещё не были готовы. «Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». (Мк.16:9-14)

 

Первыми же кто во исполнение «знамения Ионы», возвестил иудеям о воскресении Христа как раз, и были эти воскресшие святые, которые «по воскресении Его, вошли в святой град и явились многим». И если принять в расчет, какой эффект произвело на иудеев воскрешение одного только Лазаря, можно себе представить какой силы свидетельство дали эти святые праведники «роду лукавому и прелюбодейному» о Том, Кто воскресши Сам, воскресил и их!

 

Мелитон епископ города Сарды в Лидии при императорах Антонине Пие (138-161 гг.) и Марке Аврелии (161 - 180), в своей книге «О душе и теле и страстях Господних», не добавляя ничего к приведенным выше текстам Писаний, описал эти события следующим образом: «Когда Спаситель на кресте закрыл глаза, свет засиял в аду, ибо сошел Господь разрушить ад, не телом, а душой. Ибо сошел Господь и душой овладел всем адом. Телом же — землей; когда повесили на древе Господа во плоти, тогда открылись гробы и разрушился ад и освободил многие души и воскресли мертвые».

 

А о том, что эти праведники вынуждены были ожидать прихода Христа в аду, Мелитон говорит в другой книге, употребляя выражение «всякая»: «Итак, всякая плоть подпала греху, и всякоетело — смерти, всякая душа выселялась из телесного дома, и взятое от земли возвращалось в землю, и дарованное от Бога заключалось в ад». (Слово о Пасхе, 55)

 

Итак, с одной стороны существовала необходимость всем умершим идти в ад, ибо «все согрешили и лишены славы Божией». А с другой стороны, и справедливость и милосердие всё-таки указывают на то, что нужно видеть разницу между намеренными грешниками и, хотя и совершавшими грехи, но, тем не менее, стремившимися к праведности людьми. Возможно, поэтому Иисус и упоминал о «лоне Авраамовом» в аду. Но, разумеется, это только предположение.

 

Кстати, Мелитон писал этислова не для нас, а для своих современников, среди которых были ещё живы в то время ученики апостолов. Которые наверняка бы его поправили, напиши он какую-то ересь, противную апостольскому учению. Более того, Мелитон написал это будучи в статусе епископа. А мы знаем из писем апостола Павла Тимофею и Титу, какие требования в смысле чистоты и достоверности учения предъявлялись к епископам того времени, когда подавляющее большинство христиан имели точное понимание истины. Тогда еретики надолго в епископстве не задерживались.  А Мелитон, так же, как в своё время, и Игнатий, отдал епископскому служению около 40 лет, и до конца жизни пользовался всеобщим уважением церквей.

 

Евсевий Кесарийский в Церковной истории сообщает следующие факты: «В это же время на верху своей славы находились Мелитон, епископ в Сардах, и Аполлинарий, епископ в Иераполе, которые - каждый особо - обратились к тогдашнему римскому императору с Апологией нашей веры. До нашего сведения дошли следующие произведения Мелитона: "О Пасхе" две книги; "Об образе жизни и о пророках"; "О Церкви"; "О дне Господнем"; "О вере человеческой"; "О творении"; "О послушании чувств вере" и, кроме того, "О душе и теле, или О едином"; "О крещении"; "Об истине, вере и о рождении Христа"; "О пророчествах о Нем"; "О гостеприимстве"; "Ключ"; "О дьяволе"; "Об Откровении Иоанна"; "О Боге воплотившемся" и, наконец, "Прошение к Антонину"».  (ЦИ книга 4, 26:1,2)

 

Остаётся только добавить, что до нашего уже сведения из перечисленных Евсевием в 4 веке, восемнадцати книг Мелитона, - дошло всего лишь три! Такой вот факт, наглядно показывающий, как тщательно зачищалось и уничтожалось учение апостольской церкви. И, что самое интересное, со времени признания христианства официальной религией императором Константином, у которого Евсевий был придворным историком – боролись с апостольским учением уже совсем не иудеи с язычниками…

 

Сам Христос утверждает, что имеет ключи ада: «Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада /86 њdou - ада/ и смерти». (Откр.1:17,18) Отметим, что и в данном тексте если переводить слово «ад» как «могила», то нужно иметь в виду, что могилы обычно не закрывают под замок и, следовательно, никакие ключи от могил не нужны.

 

Однако, имея ключи от ада, Иисус имеет власть забрать из ада своих верных служителей. Что Он, собственно, и сделал. А также и власть не помещать в ад своих верных учеников, умирающих уже после Его воскресения. Как Иисус сообщил об этом апостолам, ещё при жизни на земле: «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Мф.16:18) «Врата могилы» конечно же, одолели Церковь Христову, потому она и ждёт воскресения. А вот, «врата ада», – нет. Потому она и ждёт его не в аду.

 

В этом и отличие смерти христианина от смерти праведников, умерших до воскресения Иисуса, которые вынуждены были находиться в аду, пока за ними не явился Христос. И не вывел их оттуда в другое место. В котором надеялся водвориться после смерти и апостол Павел: «и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». (2Кор.5:6-8)

 

И ещё: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас». (Фил.1:23,24)

Апостол Павел, очевидно, считал, что быть с Христом после смерти «несравненно лучше», чем даже «оставаться во плоти». А ведь какая разница была бы для апостола Павла – где лучше будет находиться после смерти: в аду, у Христа, или просто в могиле, если бы он считал, что после «выхода из тела», его сознания больше не существует?

 

Не прибавляя ничего нового к учению Павла, ученик апостольский Поликарп написал к Филиппийской церкви – той же самой, к которой, раньше обращался и апостол Павел (Фил.1:23,24) следующие слова: «Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из нас и в самом Павле и прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали». (Филиппийцам, 9 гл)

 

Есть точка зрения, что апостол Павел в цитированных выше текстах собирался «быть со Христом» не сразу после смерти, а только после своего воскресения. Но апостол Павел чётко поясняет в обоих текстах, что «быть со Христом» он надеется именно в состоянии «без тела». А такое состояние возможно только на временном отрезке с момента смерти до момента воскресения. Ибо до момента смерти Павел находился в теле, и воскреснет он тоже в теле. Также и Поликарп написал, что Павел и другие апостолы и ученики уже, в настоящем времени, «пребывают в подобающем им месте у Господа». А написано это было в середине 2 века н.э.

 

Ириней, ученик Поликарпа и епископ Лионской церкви, обличая еретиков, приводил такие же самые доводы, как мы уже разбирали выше:

«Те, которые отвергают всецелое воскресение и, сколько могут, совершенно устраняют его, что удивительно, если не знают и порядка воскресения? Они не хотят понять, что если бы так было, то и Сам Господь, в Которого, по словам их, веруют они, не воскрес бы в третий день, но умерши на кресте тотчас вознесся бы, оставив тело земле. Но Он три дня находился в месте, где были умершие, как пророк говорит о Нем: "Господь вспомнил умерших Своих святых, которые прежде почили в земле погребения, и Он сошел к ним извлечь их и спасти".

И Сам Господь говорит: "как иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи, так будет и Сын Человеческий в сердце земли". И Апостол говорит: "а взошел — что означает, как не то, что Он и нисходил в преисподние места земли". То же и Давид, пророчествуя о Нем, говорит: "Ты избавил Мою душу из ада преисподнего". Воскресши же в третий день, Он сказал Марии, которая первая увидела Его и поклонилась: "не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему".

Итак, если Господь соблюл закон мертвых, чтобы быть первородным из мертвых и пробыл до третьего дня в преисподних местах земли, а потом, восстав во плоти, так что даже показал ученикам следы гвоздей, так и взошел к Отцу: то как не постыдятся те, которые говорят, что "преисподние места земли" — это есть окружающий нас мир, и что внутренний человек их, оставляя здесь тело, восходит в пренебесное место?

Ибо, когда Господь "ходил среди тьмы смертной", где были души умерших, а потом телесно воскрес, и после воскресения вознесся. То очевидно, что и души учеников Его, ради которых Господь и делал это, пойдут в невидимое место, назначенное им от Бога, и там пробудут до воскресения в ожидании Его, потом же восприняв тела и вполне воскресши, т.е. телесно, как и Господь воскрес, так и пойдут в присутствие Божие. "Ибо никакой ученик не выше учителя своего; но и усовершенствовавшись, будет, как учитель его"».  (Против Ересей, книга 5, глава XXXI: 1,2)

 

Обратим ещё раз наше внимание на фразу из этого отрывка: «как не постыдятся те, которые говорят, что "преисподние места земли" — это есть окружающий нас мир, и что внутренний человек их, оставляя здесь тело, восходит в пренебесное место?» Именно так истолковывает слова апостола Павла о "преисподних местах земли" древняя ересь, связанная с так называемой «небесной надеждой», которая, с некоторыми вариациями, процветает даже до настоящего времени. Смысл её в том, что отдельные избранные люди воскресают не в плотском теле, как все остальные, а в теле «духовном» и так сразу возносятся на небо. И это потому, что «плоть и кровь Царства Бога не наследуют».

Какой на самом деле смысл вкладывал апостол Павел в выражения: «плоть и кровь» и «духовное» тело – мы рассмотрим подробно в дальнейших главах. Сейчас только отметим, что вышеописанному учению о «духовных» телах, учили отнюдь не апостолы, а известный в середине 2 века еретик Валентин, создавший гностическую секту «валентиниан», которых и обличает Ириней.

 

Теперь остаётся рассмотреть ещё вопрос: кому и о чём Христос благовествовал, находясь в аду?

 

Известный апологет середины 2 века Иустин в книге «Диалог с иудеем Трифоном» обвинил иудейских начальников в намеренном уничтожении некоторых мест Писания, касающихся пророчеств о Христе. Одно из них следующее: «Из слов того же Иеремии они выпустили также следующее: «Господь Бог вспомнил мертвых своих из Израиля, уснувших в земле могилы и сошел к ним благовествовать имспасение Свое». (Диалог, 72)

 

Это же место Писания цитирует Ириней (Доказательство апостольской проповеди, 78):

«И в книге Иеремии Он возвещает Свою смерть и Свое сошествие в ад следующим образом: "И Господь, Святый Израилев, помянул Своих мертвецов, прежде усопших на земле, и сошел к ним, чтобы возвестить им спасение Свое". Здесь Он объясняет и причины своей смерти, ибо Его сошествие во ад было для спасения умерших».

 

В другой книге Ириней объясняет, кому и о чем Христос благовествовал, находясь в аду несколько подробнее:

«И, поэтому, Господь нисшел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т.е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи». (Против Ересей, книга 4, глава XXVII, п.2)

 

И ещё: «Поэтому, идя на страдание, чтобы благовествовать Аврааму и сущим с ним открытие наследия, Христос благодарив держа чашу и выпив из нее и дав ученикам, говорил им: "пейте из нее все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, которая за многих изливаемая во оставления грехов". (Против Ересей, книга 5, глава XXXIII, п.1)

 

Таким образом, исполняются слова ангела, являвшегося Иосифу: «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Матф.1:20,21)

 

Итак, Христос сошел в ад к Своим, чтобы:

1) объявить им о Своём пришествии, которого они ожидали и о котором пророчествовали;

2) отпустить грехи всем уповавшим на Него при своей земной жизни праведникам;

3) забрать их оттуда в лучшее место, для ожидания времени воскресения.

А уверовавшим в Него после Его воскресения грехи отпускаются во время земной жизни, ибо «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». (Мф.9:6) 

 

Отметим ещё, что у некоторых складывается мнение, что Христос проповедовал в аду духовным существам, на основании текста 1Пт.3:18,19: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши. Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым [Он] и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал».

 

Однако подстрочный перевод показывает, что в 19-ом тексте отсутствует слово «Он». Поэтому нельзя утверждать, что духам проповедовал именно Христос. Но в некоторых, хотя и не во всех, греческих рукописях в этом месте появляется имя «Енох». Поэтому возможен следующий подстрочный перевод 1Пт.3:19:

¤nв ЪкоторомkaЫи[Envx] – ЕнохtoЭwтем, которые ¤nвfulak» -  заточенииpneжmasinдухамporeuyeЫwпойдя¤k®rujenвозвестил.

 

О чём именно возвестил Енох согрешившим ангелам, желающие могут прочитать в книге Еноха, глава 3. В данном исследовании апокрифические источники не используются.

Но, в любом случае, правильный это вариант перевода или нет – Христос приходил, чтобы проповедовать именно людям, сотворённым по Божьему образу и подобию, но уж никак не грешным ангелам и прочим нечистым силам, которым, всё равно, нет спасения.

 

Ну и в заключение этой части главы, развенчаем несколько популярных мифов об аде.

 

1) Ад не может являться местом вечных мучений, так как прекратит своё существование сразу после того, как выполнит свою миссию. Отдаст всех находящихся в нём мёртвых на Суд и сам будет брошен в озеро огненное.

«И смерть, и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим, был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая». (Откр.20: 13,14)

 

2) В аду не хозяйничают нечистые силы. Они там находятся в заключении. Всё, что происходит в аду, полностью контролирует Бог и его служители.

 «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? 8 Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты».  (Пс.138:7)

 

3) Не все находящиеся в аду будут на последнем Суде осуждены на смерть вторую, а только те, кто не записаны в книге жизни.

«И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откр.20:15)

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.