• Правила
  • Контакты
» » Юрий Нестрига: Исследование учения апостольской церкви. Часть 2
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 19-12-2016, 09:25
Категория: Статьи

Глава 2. По образу и подобию Бога.




Ибо в том величие, достойное удивления, —

утвердить не то, что стоит, но что падает.

Климент Римский

(2 послание, гл.2)




А). Особенности сотворения человека.


В предыдущей главе мы остановились на том, что живущий человек состоит трёх составляющих его частей: тела, души и духа. Продолжая эту же мысль, применительно к сотворению первого человека, Ириней написал следующее: «Но как душевное тело не есть сама душа, но бывает причастно душе, пока это угодно Богу, так и сама душа не есть жизнь, но участвует в жизни, дарованной ей Богом. Поэтому, и пророческое слово о первозданном говорит: "он стал душою живою" (Бытие 2:7), научая нас, что душа, чрез причастие жизни, стала живою, так чтоособо разумеется душа и особо жизнь, которую она имеет». (Против Ересей, книга 2, глава XXXIV,4)


Далее, живая душа оживляет и материальное тело: «Ибо тело не сильнее души, когда оно от неё получает дыхание, жизнь, возрастание, но душа владеет и управляет телом. Она, конечно, замедляется в своей быстроте, поскольку тело участвует в ее движении, но не теряет своего знания. Ибо тело подобно орудию, а душа занимает место художника. Как художник сам по себе быстро создает мысль произведения, но медленнее исполняет его посредством инструмента, по неподвижности материала, и быстрота его ума, связанная медленностью орудия, производит умеренное действие, - так и душа, будучи в соединении с телом, в некоторой мере задерживается вследствие того, что быстрота ее связывается медленностью тела. Но не теряет совершенно сил своих и, сообщая жизнь телу, сама не перестает жить». (Против Ересей, книга 2, глава XXXIII , 4)


О том же, что душа владеет и управляет телом, говорит также Мелитон: «Бог же, вечно живущий, входит в душу твою, ибо душа твоя есть Его образ, так как и она невидима, неосязаема, не имеет вида и своею волею движет все тело». (О познании Бога).


Поэтому Бог, сотворив человека, дал ему не только тело, но и душу, которую оживил Своим Духом: «Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, такполучает и свою душу. Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог дароватькаждому телу особую свою душу, равно, как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с своими собственными телами, с своими душами и духами, в которых угодили Богу».

(Против Ересей, книга 2, глава XXXIII , 5)


О причине сотворения человека Ириней сообщает следующее: «Вначале Бог создал Адама не потому, чтобы Он нуждался в человеке, но чтобы иметь на кого бы изливать Свои благодеяния.Ибо не только прежде Адама но и прежде всего творения прославляло Отца Своего Слово, в Нем пребывающее, и Само прославлялось от Отца, как Он говорит: "Отче, прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира". (Иоанна 17:5) Богу не нужно человеческое послушание. Но Он следующим и служащим Ему дарует жизнь и нетление и вечную славу, оказывая благодеяние служащим Ему за то, что служат, и следующим за то, что следуют, а не от них получает благодеяние, ибо Он богат, совершен и, ни в чем не нуждается. Ибо насколько Бог ни в чем не нуждается, настолько человек нуждается в общении с Богом. В том и слава человека, чтобы пребывать в служении Богу». (Против Ересей, книга 4, глава XIV,1)


Теперь о достоинстве человека, которое Бог ему даровал при сотворении: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». (Бытие 1:26) Но возникает вопрос: к кому, собственно, обращается Бог, говоря «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему»? И кто Его соучастники в этом творении?


Климент, епископ Римский (92-101г.н.э.), ученик апостолов Петра и Павла, сообщает о соучастниках Бога в сотворении человека: «Он святыми и чистыми рукамиобразовал отличнейшее и по разуму превосходнейшее существо, человека, начертание Своего образа». (1 Коринфянам, глава XXXIII) Однако, возможно спросит читатель, – Бог есть дух, откуда же у Него руки? Дело в том, что в апостольской церкви, действительно, было учение, что Бог создал человека Своими руками.


Подробнее об этом учении пишет Ириней в двух своих книгах: «Итак, не ангелы создали нас или образовали, и ангелы не могли создать образ Божий. Ибо Бог ни в чем этом не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С ним всегда присутствует Слово и ПремудростьСын и Дух, чрез Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил, и к которым Он говорит: "сотворим человека по образу и подобию нашему"». (Против Ересей,книга 4, глава XX, 1)


И ещё: «Но человека Он создал Своими руками, взяв от земли чистейшее, тончайшее и самое нежное, и Свою силу в определенной мере смешал с землею; ибо Он дал творению Свои собственные формы, чтобы также и видимое (в нем) было богообразно. Ибосозданный человек был поставлен на земле, как образ Бога. И чтобы он сделался живым, Он вдунул в его лице дыхание жизни, так что как по дуновению, так и по творению человек подобен Богу. Он был свободен и независим, так как был создан Богом для того, чтобы господствовать над всем, что на земле. И вся эта вселенная, которая содержит в себе все - уготованная Богом прежде творения человека - передана была человеку как место (жительства). И в этом месте находились, каждый со своим служением, рабы того Бога, Который все создал; и управитель, который поставлен был над сорабами, господствовал над этим местом. Слуги же были ангелы, а управитель - архангел.


Бог, сделав человека владыкою земли и всего, что на ней, поставил его кроме того и владыкою тех, которые являютсяслугами на ней (т.е. ангелов). Однако те обладали свойственным им совершенством, а владыка, т.е. человек, был мал, ибо он был дитя, и длянего, поэтому необходимо было, возрастая достигать совершенства. [Сравни 1 Кор.6:3]


А чтобы его питание и возрастание происходило в полной радости и приятно, Он уготовал ему место, лучшее, чем этот мир, которое было превосходным по воздуху, красоте, свету, пище, растениям, плодам, водам и по всем иным средствам к жизни; и оно называется раем. И этот рай был так прекрасен и хорош, что Слово Божие постоянно носилось в нем, ходило и беседовало с человеком о будущем, которое должно произойти, наперед запечатлевая его; таким образом, оно жило с ним, и беседовало, и было с человеком, научая его праведности». (Ириней Доказательствоапостольской проповеди 11,12)


Также в раю было дерево познания. О некоторых подробностях, связанных с этим деревом, упоминает Феофил, епископ Антиохийской церкви (до 182 г.), в которой до него исполняли своё служение апостол Павел, а также второй епископ Антиохийской церкви – Игнатий (67-107 гг.) Феофил был по счёту шестым епископом и современником Иринея, который тогда был епископом в Лионе. Кстати, по аналогии с утраченными книгами Мелитона, из восьми известных в 4 веке книг Феофила до нашего времени дошла только одна. Да и то в случайно обнаруженной рукописи XI века.


Итак, вот, что он написал: «Прекрасно было само по себе дерево познания, прекрасен был и его плод. Ибо не оно, как думают некоторые, было смертоносно, но непослушание заповеди. В плоде его ничего другого не было, кроме только познания. Познание же прекрасно, если кто им хорошо пользуется. По возрасту, этот Адам был еще младенцем, почему и не мог принять надлежащим образом познания. Ибо и теперь дитя, тотчас по рождении, не может есть хлеб, но прежде питается молоком, потом, с увеличением возраста, переходит к твердой пище. Тоже было с Адамом. Посему Бог, не по зависти, как думают некоторые, запретил ему есть от дерева познания. Кроме того, Он хотел испытать его, будет ли он послушен Его заповеди; и вместе с тем хотел, чтобы младенчествующий человек долее оставался простым и невинным. Ибо свято не только у Бога, но и у людей в простоте и невинности повиноваться родителям. Если же дети должны повиноваться родителям, то сколь же более надлежит повиноваться Богу и Отцу всего? Кроме того, даже и несообразно, чтобы дети мыслили более, нежели, сколько потребует их возраст. Ибо каждый постепенно возрастает, как летами, так и мудростью». (К Автолику 2:25)


Далее Ириней продолжает тему о постепенности познания, отвечая на вопрос: почему человек не был вначале сотворен совершенным?

«Как недавние существа они (люди) поэтому, находятся в состоянии младенческом, а потому необучены в отношении к совершенному образу жизни. Как мать может доставить младенцу совершенную пищу, но он еще не может принять пищи старшего возраста, так и Бог мог вначале даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец. Посему, и Господь наш в последние времена, восстановляя в Себе все, пришел к нам не так, как Он мог, но как мы могли Его видеть.

И поэтому Павел говорит коринфянам: "Я питал вас молоком, а не (твердою) пищею, ибо вы были еще не в силах принимать такую пищу". Т.е. вы узнали пришествие Господа, как человека, но Дух Отца еще не почивает на вас по причине вашей слабости, ибо — говорит — если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли (обычаю) поступаете?" Это значит, что Дух Отца еще не был с ними по несовершенству их и немощи их в жизни. Итак, апостол мог дать пищу, ибо на кого Апостолы возлагали руки, те получали Святого Духа, Который есть пища жизни. Но они не были в силах принять Его, потому что имели душевные чувства свои еще слабые и неприученные к обращению с Богом. Так и Бог мог дать вначале совершенство человеку, но он только что получивший бытие не был в силах принять Его. Или, приняв, вместить, или, вместив, удержать Его». (Против Ересей, книга 4, глава XXXVIII, 1,2)


Теперь возникает ещё вопрос: если человек сразу не мог получить совершенство, означает ли это, что он был сотворён смертным? Для ответа обратимся снова к книге Феофила:

«Но кто-нибудь спросит нас: смертным ли по природе сотворен человек? Нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы богом. Если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным». (К Автолику 2:27)


Итак, Бог желает, чтобы человек повиновался Ему, но будучи при этом свободным и самовластным. В противном случае – человек не может быть образом Бога! Человек обязательно должен был, через какое-то время, повзрослев, получить познание и добра и зла. Вот только зло не обязательно было познавать ему на собственном опыте, нарушая при этом заповедь Бога. Но даже и в этом случае, великодушие Бога предоставило человеку возможность задуматься над случившимся, сделать правильные выводы и, в своё время, вернуться обратно к Богу. Имея теперь хоть и горький, но нужный опыт.


Об этом так говорит Ириней: «Слова: "сколько раз хотел Я собрать чад твоих, и вы не захотели!" показывают первоначальный закон свободы человека; потому что Бог изначала сотворил его свободным, имеющим свою власть, так же, как и свою душу, добровольно исполнять волю Божию, а не по принуждению от Бога. Ибо у Бога нет насилия, благая же воля всегда присуща у Него. И потому Он всем дает благой совет, но положил в человеке свободу выбора,— также как и в ангелах, ибо ангелы разумны,— чтобы повинующиеся по справедливости обладали благом, которое хотя дано Богом, но соблюдено ими самими. А неповинующиеся по справедливости не окажутся обладающими благом и получат заслуженное наказание, потому что Бог по благости Своей даровал благо, но сами они не соблюли его, но призрели Его величайшую благодать. Посему, отвергая и как бы отталкивая благо, они все справедливо подвергнутся праведному суду Божьему. Как и апостол Павел в послании к римлянам свидетельствует говоря: "или пренебрегаешь богатство благости, терпения и великодушия Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству своему и нераскаянному сердцу, сам себе собираешь гнев на день гнева и откровение праведного суда Божия. Слава же и честь всякому делающему доброе".


А если бы некоторые по природе были добры, а другие злы, то ни добрые не заслуживали бы похвалы, ибо они таковыми устроены, ни те не были бы достойны порицания ибо они так созданы… А в таком случае ни добро не было бы для них приятно, ни общение с Богом драгоценно, ни очень вожделенно благо, которое бы достигалось без собственного устремления, старания и труда, но было бы насаждено само собою и без всякого подвига. Таким образом, добрые не имели бы никакого достоинства, потому что они были бы такими более по природе, чем по воле своей, и имели бы благо само собою, а не по выбору, и потому и не понималибы того, что благо прекрасно, и не наслаждались бы им.

Посему для нас Господь все это допустил, чтобы мы всем наученные были во всем предусмотрительны на счет будущего. Ибо Бог явил Свое великодушие в деле падения человека, а человек был научен чрез это». (Против Ересей,книга 4, глава XXXVII, 1,2; 6,7)


И ещё: «Человек получил познание добра и зла. Добро есть повиноваться Богу, веровать в Него и соблюдать Его заповеди и в этом состоит жизнь человека; а не повиноваться Богу — зло, и в этом его смерть. По великодушию Божьему, человек познал и добро повиновения и зло неповиновения, чтобы око ума, опытно зная то и другое, разумно избирало лучшее, и он никогда не сделался ленивым или небрежным к заповеди Божией; но опытно зная, что то, что лишает его жизни, т.е. неповиновение Богу, есть зло, никогда не покушался на это, и, зная, что сохраняющее его жизнь повиновение Богу есть добро, со всяким тщанием соблюдал его». (Против Ересей, книга 4, глава XXXIX, 1)


Мы ещё будем неоднократно возвращаться к теме подобия человека Богу в дальнейших главах, раскрывая те или иные намерения Бога в отношении человека. А пока во второй части этой главы поговорим о появлении греха, злых духовных силах, подталкивающих человека на греховный путь, и о спасении Адама.



Б). Появление греха.



«Но чтобы человек не возомнил о себе много и надменно не превозносился - как будто бы он, вследствие данного ему господства и свободы, не имел (над собою) владыки. И таким образом погрешил бы против Бога, своего творца, преступая свой предел, - и не пришел к самодовольной гордой мысли против Бога, ему дана была Богом заповедь, чтобы он знал, что своим владыкою имеет Господа всего. Этой заповеди человек не исполнил, но не повиновался Богу, обольщенный ангелом, который, завидуя людям ради многих даров, какие Бог дал им, и с враждою взирая на это, как себя самого погубил, так и человека сделал греховным, убедив его не повиноваться заповеди Божией».

(Ириней Доказательство апостольской проповеди, 15,16)


Вот так всё и начиналось. Зависть привела к вражде, вражда – ко лжи, а ложь к отступничеству. Отступничество от Бога привело к изгнанию. И вот здесь возникает вопрос: а приведёт ли изгнание к возвращению? Вернётся ли Адам обратно к Богу?


«Господь посеял доброе семя на поле Своем: "Поле же — говорит — есть мир. Когда люди спали, пришел враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел". С того времени ангел Его стал отступник и враг, когда он позавидовал созданию Божьему и попытался сделать его враждебным Богу. Поэтому, и Бог отлучил от своего общения того, кто сам по себе посеял тайно плевелы, т.е. привнес преступление, а того, кто хотя по невниманию, но худо вовлекся в непослушание, — человека пожалел, и вражду, в которую (Диавол) хотел ввергнуть человека в отношении к Богу, обратил на самого виновника вражды, отстраняя Свою вражду от человека и направляя и посылая ее на змея». (Против Ересей, книга 4, глава XL, 3)


Итак, Бог отвёл вражду от человека, но, с другой стороны, и не оставил его без наказания. Чтобы через определённое время, предоставить человеку возможность спастись.


«Посему необходимо было, чтобы Господь пришел к погибшей овце и совершая столь великое восстановление и отыскивая Свое создание, спас того самого человека, Который был сотворен по образу и подобию Его, т. е. Адама, исполнившего времена его осуждения, бывшего за непослушание, — (времена), которые Отец положил в Своей власти. (Деяния 1:7) Так как и все устроение спасения человека происходило по воле Отца, дабы не был побежден Бог, и не унизилась Его премудрость. Ибо если бы человек, созданный Богом для жизни, потеряв жизнь через поражение от змея, ему повредившего, не возвратился уже к жизни, но совершенно предоставлен был смерти, то Бог был бы побежден, и злоба змея превзошла бы волю Божию. Но поскольку Бог непобедим и долготерпелив, то Он и явил Себя долготерпеливым в деле исправления человека и испытания всего, как я уже сказал. Посредством же второго человека связал сильного и расхитил его сосуды и упразднил смерть, оживотворяя умерщвленного человека. Ибо первым сосудом в его (дьявола) владении сделался Адам, которого он и держал в своей власти… почему пленивший человека справедливо в свою очередь пленен Богом, а плененный человек разрешен от уз осуждения.


А это есть Адам, если надо говорить истину, тот первозданный человек, о котором, по словам Писания, Господь сказал: «сотворим человека по образу и подобию Нашему». Мы же все от него, и поскольку мы (происходим) от него, то и наследовали его наименование. Когда человек спасается, то надлежит получить спасение тому человеку, который первоначально создан. По этой причине, в начале преступления Адамова, как повествует Писание (Бытие 3:17), Бог проклял не самого Адама, но землю в отношении к его делам, как некто из древних сказал: "Бог перенес проклятие на землю, чтобы оно не осталось на человеке". В наказание же за преступление человек получил (то, что он должен нести) утомительный труд возделывания земли и есть хлеб в поте лица своего и обратиться в землю, от которой взят; подобным образом и жена (получила) скорби, труды, стенания и болезни рождения и подчиненность, т. е. чтобы служила своему мужу, — дабы и не совсем погибли, быв прокляты Богом,и не стали презирать Бога, оставшись без укоризны. А все проклятие падает на змея, их обольстившего. И сказал Бог — говорится — змею: за то, что ты сделал это, ты проклят из всех скотов и из всех зверей земных (Бытие 3:14).


Дело Адамово нисколько не похоже на это, но во всем противоположно. Ибо обольщенный другим под предлогом бессмертия, он тотчас объемлется страхом и скрывается не так, как будто бы мог избегнуть Бога, но смущенный тем, что, преступив заповедь Его, он не достоин, явиться пред Бога и беседовать с Ним. Страх же Божий есть начало премудрости, сознание преступления произвело раскаяние, а раскаивающимся Бог дарует Свое милосердие. И для того (Бог) спрашивает его, чтобы обвинение перешло на жену, и опять ее спрашивает, чтобы перевести вину на змея. Ибо она сказала, что случилось: «Змей обольстил меня, и я вкусила». А змея Он не спрашивал, ибо знал, что он виновник преступления, но сперва проклятие произнес на него, чтобы со второю укоризною обратиться к человеку. Ибо Бог возненавидел того, кто обольстил человека, а к обольщенному мало-помалу сжалился. Поэтому же Он изгнал его из рая и удалил от древа жизни, не завидуя ему в древе жизни, как осмеливаются некоторые говорить, но милосердствуя о нем, чтобы он не оставался навсегда грешником, и чтобы грех его не был бессмертен и зло — бесконечно и неисцелимо. Но Онзадержал грех, полагая смерть и прекращая грех и делая ему конец через разрушение плоти, которая должна быть в земле, дабы человек, некогда переставая жить для греха и умирая ему, начал жить для Бога». (Против Ересей, книга 3, глава XXIII, 1-3,5,6)


Итак, «адамова» смерть, или, по-другому, разрушение плоти с целью прекращения греха, – это необходимая временная мера, чтобы человек не остался жить вечным грешником с одной стороны, или чтобы он не был проклят на вечную смерть, с другой. Поэтому, когда «адамова» смерть упразднится и, согласно Откровение 20:13, ад отдаст мёртвых, которые будут в нём, Адам возвратится к полноценной жизни на «новой земле».


«Адам был побежден и лишился жизни; посему с победой в свою очередь врага Адам возвратит жизнь: «последний же враг упразднится смерть» (1 Коринфянам, 15:25,26), прежде властвовавшая над человеком. Посему с освобождением человека и сбудется написанное: «поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Коринфянам, 15:54,55) А это не могло бы быть сказано справедливо, если бы не был освобожден человек, над которым прежде возобладала смерть. Ибо его спасение есть разрушение смерти. Когда же Господь оживотворяет человека, т. е. Адама, то и смерть разрушена». (Против Ересей, книга 3, глава XXIII, 7)


И ещё: «И как сосуд, когда после сотворения его окажется в нем какой-либо недостаток, переливается, или переделывается, чтобы он сделался новым и неповрежденным, так бывает и с человеком через смерть: ибо он, некоторым образом, разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, т.е. чистым, праведным и бессмертным».

(Феофил К Автолику 2:26)


Примечательно, что падение Каина происходило по той же самой схеме, что и падение самого сатаны. Сначала зависть к своему брату Авелю, перешедшая во вражду. Затем вражда, приведшая к преступлению. Затем ложь, с целью скрыть преступление и, как следствие, изгнание и проклятие.


«Когда же сатана увидел, что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и, видя, что Авель угождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И, таким образом, явилось начало смерти в этом мире и доныне она ходит по всему роду человеческому. Бог же по Своему милосердию, и Каину, также как Адаму, хотел дать случай к раскаянию и исповеданию, говоря: "где Авель брат твой?" Но Каин с грубостью отвечал Богу: "не знаю; разве я сторож брата моего?" Тогда разгневанный Бог сказал: "что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты от земли, которая открыла себя, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей"». (Феофил К Автолику 2:29)


«Но мятежный ангел, который привел человека к непослушанию и сделал его греховным и был причиною изгнания его из рая, не удовольствовавшись первым злом, совершил второе между братьями; ибо, исполнив своим духом Каина, он сделал его братоубийцей. И так умер Авель, умерщвленный своим братом, в знамение того, что отныне некоторые будут преследуемы и притесняемы и умерщвляемы, но неправедные будут умерщвлять и преследовать праведных. Прогневавшись на это еще более, Бог проклял Каина, и это проклятие простерлось на каждого из всего его рода, по наследству от чада к чаду, подобно сеятелю. Бог же восставил для Адама другого сына на место умерщвленного Авеля». (Ириней Доказательство апостольской проповеди, 17)


Со временем к сатане присоединились другие ангелы, ещё более умножая зло на земле. Во время потопа они были заключены под стражу в Тартаре, где и ожидают суда, как об этом было сказано в предыдущей главе. Однако посеянное ими зло и рождённые от женщин их сыновья – демоны, и до нашего времени продолжают отвращать людей от Бога и истины.


«Зло же, разливаясь и распространяясь, овладело всем человеческим родом, так, что слишком мало было в них семени праведности, и на земле произошли смешения между различными стихиями; ибо ангелы смешались с дочерьми сынов человеческих, родившими им детей, которые за свой чрезвычайный рост названы были земнородными. Потом ангелы принесли в дар своим женам злое учение; ибо они научили их силам корней и трав. Равно, как красильному искусству и румянам и производству дорогих тканей, волшебным средствам для (возбуждения) ненависти, любви, пылкой страсти и любовных обольщений, магическим повязкам, всякому фокусничеству и Богу ненавистному идолослужению, через введение которого в мир дело лукавого распространялось, а дело праведности, умалившись, ослабевало». (Ириней Доказательство апостольской проповеди, 18)


«Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку, и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им Божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение. Они впали в совокупление с женами, иродили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род, частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, куреньям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло.



Ибо демоны, как я показал, всегда производили то, что все старавшиеся сколько-нибудь жить согласно с разумом и удаляться зла, были ненавидимы. Поэтому ни мало не удивительно, если, по действию обличаемых демонов, подвергаются еще большей ненависти те, которые стараются жить согласно не с какою-либо частью посеянного в них Слова, но руководствуясь знанием и созерцанием всего Слова, Которое есть Христос». (Иустин 2 Апология 5,8)


«Всем известно, что мы, верующие в Бога, молим Его сохранить нас «от чуждых», то есть злых и лживых духов, как образно говорит пророческое слово одного из верующих в Него. И мы всегда молим Бога через Иисуса Христа, чтобы сохраниться нам от демонов, которые чужды почтения Богу и которым мы некогда поклонялись, — дабы мы после обращения к Богу чрез Христа были непорочны». (Иустин Диалог, 30)


И ещё необходимо развенчать одно распространённое мнение, а именно, что сатана – это «бог века сего».


«Что касается того, что они говорят, будто Павел во втором (послании) к коринфянам ясно сказал: "У которых Бог века сего ослепил умы неверующих", то мы не виноваты, если присваивающие себе знание таинств выше божественных не умеют даже читать Павла. Ибо, если кто сообразно с обычаем Павла, который, как я доказал в ином месте и многими примерами, употребляет перестановку слов, прочитает это место так: "у которых Бог" отделит и, несколько остановившись потом, остальное прочитает вместе за одно "века сего ослепил умы неверующих", то найдет истинный смысл, так что выйдет мысль: "Бог ослепил умы неверующих века сего". Так, оказывается, посредством некоторой расстановки Павел говоритне о Боге века сего, но о неверующих века сегоговорит, потому что они не наследуют грядущего века нетления. Каким же образом Бог ослепил умы неверующих, я покажу из самого Павла в дальнейшем рассуждении.


Что Апостол часто, по быстроте речи и стремительности находящегося в нем духа, делает перемещения в словах, это можно видеть из многих других примеров. Во втором (послании) к Фессалоникийцам он об антихристе говорит: "тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, которого пришествие по действию сатаны (будет) со всякою силою и знамениями и чудесами ложными". Здесь порядок слов такой: "тогда откроется беззаконник, коего пришествие по действию сатаны (будет) со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего". Ибо он говорит не о пришествии Господа, что оно (будет) по действию сатаны, но о пришествии беззаконника, которого называет также антихристом. Посему, если кто будет невнимателен при чтении и не сделает остановок дыхания в произносимом месте, то не только явятся несообразности, но и читающий скажет богохульство, будто пришествие Господа будет по действию сатаны. Итак, как здесь при чтении должно показывать перестановку слов и наблюдать последующий смысл Апостола, так и там мы не читаем "Бог века сего", но Бог, Которого, поистине, называем Богом, и услышим о неверующих и ослепленных века сего, что они не наследуют грядущего века жизни». (Против Ересей, книга 3, глава VII, 1,2)


На первый взгляд может показаться невероятной мысль о том, что Бог по собственной инициативе ослепляет умы неверующих людей, чтобы они не познали истину. Однако есть принципиальная разница между:

1)не знающими Бога, и по этой причине неверующими. И таким людям Бог всячески содействует в деле познания истины. «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте». (2 Коринфянам, 2:14) И,

2)не желающими знать Бога. «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». (2 Коринфянам, 2:15,16)


Далее Ириней показывает, каким образом Бог ослепляет умы неверующих: «Господь на вопрос учеников к Нему: "почему Ты говоришь им в притчах"? Отвечал им: "потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им говорю в притчах, чтобы видя, не видели, и, слыша, не слышали, и, разумея, не разумели, так что сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: дай огрубеть сердцу людей сих, сделай их крепкими на ухо и ослепи очи их. Ваши же блаженны очи, которые видят, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите". Ибо Один и Тот же Бог наводит слепоту на тех, которые не веруют, а презирают Его, и большее просвещение дарует тем, которые веруют и следуют Ему. Согласно с этим и апостол во втором (послании) к Коринфянам говорит: "для неверующих, у которых Бог века сего ослепил умы, чтобы не воссиял свет Евангелия славы Христа". И еще в (послании) к римлянам: "и как они не забоялись иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства". Во втором послании к Фессалоникийцам говоря об антихристе, он ясно говорит: "и потому пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду"». (Против Ересей, книга 4, глава XXIX,1)


И ещё об одной дьявольской лжи: «Как (Диавол) вначале солгал, так лгал и в конце, говоря: "все это предано мне и кому хочу, даю". Ибо не он определил царства века сего, но Бог: "ибо сердце царя в руке Божией". (Притчи XXI, 1) И чрез Соломона Слово говорит: "Мною цари царствуют и вельможи отправляют правосудие. Мною князи возвышаются и Мною владыки царствуют над землею". (Притчи VIII, 15)

"Существующие власти от Бога установлены" (Римлянам 13:1), очевидно, что Диавол лжет, говоря: "все это мне предано и кому хочу, даю". Ибо по чьему велению рождаются люди, по повелению Того же и поставляются цари. Диавол же, как ангел богоотступник, может только то, что он и вначале сделал — обольщать и совращать душу человеческую к преступлению заповедей Божиих».(Против Ересей, книга 5, глава XXIV, 1,3)





P.S. Отзывы о книге можно присылать автору по адресу nestrigayura@yandex.ru











скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.