• Правила
  • Контакты
» » Юрий Нестрига: Исследование учения апостольской церкви. Часть3
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 19-12-2016, 09:22
Категория: Статьи

Глава 3. Первое пришествие Христа.

 

 

                                                         Сын Божий Единородный, Который есть и Слово Отца,   

                                                       с наступлением полноты времени воплотился, сделавшись 

                                                       человеком ради человека, и исполнил все условия  

                                                       человеческой природы.

                                                                                        Ириней Лионский

                                                                                   (Против ересей 3.17.4)

А). Искупление человека.   

    

Некоторые толкователи Библии, поясняя, как, с их точки зрения, Бог намеревается исправить ситуацию, вызванную согрешением Адама, приводят аргументацию, которую можно коротко изложить в следующих тезисах:

 

- Адам изначально был сотворён совершенным человеком. Обладая совершенным телом и совершенным разумом – он жил совершенной жизнью.

- Когда Адам согрешил, он потерял совершенную человеческую жизнь. Поэтому он не мог передать ее своим потомкам.

- Бог предусмотрел возвращение людям совершенной жизни через уплату выкупа. Выкуп — это возмещение причинённого ущерба, или равноценная плата взамен утраченного.

- Пожертвовав своей совершенной человеческой жизнью, Иисус Христос заплатил равноценный выкуп за утерянное совершенство Адама. И таким способом вновь открыл для людей путь к утраченному в Адаме совершенству.  

- Так как совершенная человеческая жизнь Христа уплачена в выкуп, Он после смерти не должен был воскреснуть человеком и иметь человеческой плоти, чтобы выкуп не был аннулирован, и далее оставался в силе. И, поэтому, Христос был воскрешён Богом, но уже не как совершенный человек, а как духовная личность.    

Это и подобные объяснения выглядят, на первый взгляд, вполне логично и основательно. Однако, принимая во внимание  некоторые факты, вышеописанная аргументация требует более детального рассмотрения. Поэтому в третьей главе речь пойдет о причинах первого пришествия Сына Бога на землю, об искуплении Адама и его потомков Иисусом Христом. А также о том, какое учение относительно Божьего замысла по спасению человека, существовало в христианской церкви 1-2 веков.  

В предыдущей главе мы установили, что Адам сотворён был безгрешным, однако совершенство он должен был получить не сразу, а только после успешного прохождения определённого периода возрастания, возмужания, и послушания Богу. К сожалению, Адам не воспользовался этой перспективой, но согрешил ещё до завершения этого периода, и, соответственно, ещё ДО получения своего совершенства. Поэтому любые утверждения о том, что «Адам потерял совершенную человеческую жизнь» и, необходимо было «отдать такую же совершенную человеческую жизнь в качестве равноценного выкупа за утраченное совершенство Адама» - лишены всякого смысла.

Адам не мог передать своим детям совершенство вовсе не потому, что его однажды утратил, а потому, что никогда его и не имел. Более того, Адам в принципе не должен был передавать своим детям совершенство, наделяет которым, собственно, Бог. А только передавать им жизнь, рождая их именно детьми, а не совершенными мужами и женами. И эти дети, в процессе своего взросления, сами должны были, также как и отец их, Адам, достигать до своего совершенства. Трагичность же ситуации состоит в том, что Адам приобрёл грех и передал его вместе с жизнью своим детям. И именно присутствие греха заблокировало им путь к дальнейшему продвижению к совершенству.  

Чтобы разблокировать этот путь к совершенству, нужно было, во-первых, ликвидировать грех. И это одна из причин, по которым явился на землю Христос. В Писании об этом сказано так: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею». (Евреям 9:26) Здесь нужно подчеркнуть немаловажную деталь: грех уничтожает жертва.

Что это за жертва подробнее пишет апостол Павел: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления / Яlast®rion2435 умилостивительная жертва, золотая крышка над ковчегом Завета/ в Крови Его». (Римлянам 3:24,25)

И также апостол Иоанн: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление /Яlasmсw2434 умилостивление, примирительная жертва/ за грехи наши. И не только за наши, но и за [грехи] всего мира». (1 Иоанна 2:1,2)

«Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление /Яlasmсw2434 умилостивление, примирительная жертва/ за грехи наши». (1 Иоанна 4:10)

 

Как видим, Иисус уничтожил грех «жертвою умилостивления», а не уплатой выкупа. Потому что, для уплаты выкупа не нужно ни жертвенности, ни смирения, ни послушания, а только внесение равноценной платы за причинённый ущерб. Восстановлен ущерб – и всё, дело сделано. Жертва же Христа состояла в том, что Он: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени». (Филиппийцам 2:7-9) Смирение, послушание и страдание Иисуса Христа вплоть до самой смерти, продиктованные Его любовью и к Своему Отцу, и к творению – вот цена искупления человека.   

 

Также важный момент, что Божья благодать, принёсшая прощение греха, пришла к людям через праведность и послушание Иисуса Христа, а не только через Его совершенство: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие…дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом». (Римлянам 5:19, 21) А праведность Христа – это как раз и есть совокупность того, что описано выше в Филиппийцам 2:7-9.  

И ещё: «в Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». (Ефесянам 1:7; также Колоссянам 1:14) Если бы грехи были устранены посредством выкупа за равноценную плату, не было бы никакой необходимости прощать то, за что уже и так было уплачено. Однако грехи прощаются по «богатству благодати». Апостол Пётр подчёркивает эту особенность следующим образом: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа». (1 Петра 1:18,19)

Так можно ли всё это просто сводить к уплате выкупа? Выкуп и искупление – весьма похожие слова, и, тем не менее, это не одно и то же. При осуществлении выкупа именно внесение соответствующей платы является инструментом для достижения желаемого результата. Будь это торговая операция, возмещение нанесённого ущерба, возвращение пленных и т.д. Вот, например, тексты, где идёт речь о классическом выкупе:

«И взял Моисей серебро выкупа / הַפִּדְיוֹם6306 выкуп, цена искупления/ за излишних против [числа] замененных левитами, от первенцев Израилевых взял серебра тысячу триста шестьдесят пять [сиклей]». (Числа 3:49,50)

«Или какой выкуп /Ћnt‹llagma465 замена, возмещение, выкуп/ даст человек за душу свою?» (Матфея 16:26; Марка 8:37)

 

Искупление – это более широкое понятие. Это можно увидеть из следующих текстов:

«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил / גֹּאֲלֵנוּ1350 выкупать, искупать, избавлять, спасать, быть искупленным или выкупленным/ тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой». (Исаия 43:1)

«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель / גֹּאֲלֵנוּ1350 выкупать, искупать, избавлять, спасать, быть искупленным или выкупленным/ его, Господь Саваоф». (Исаия 44:6)

В этих и многих других текстах Писания Бог называется Искупителем израильского народа. Еврейские выражения, которое употребляют Исаия, Михей, Неемия (еврейские лексиконы Стронга 1350, 6299 и другие), могут употребляться не только в текстах, где говорится о выкупе, но и в текстах, где речь идёт об освобождении, или спасении.

 

Рассмотрим только два примера, где Божье искупление совершалось без выплаты выкупа:

 

1). Искупление из Египта:

«Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные /גֹּאֲלֵנוּ1350 выкупать, искупать, избавлять, спасать, быть искупленным или выкупленным/? И возвратятся избавленные / פְּדִיתִיךָ6299 искупать, выкупать, избавлять, быть искупленным или выкупленным/  Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их». (Исаия 51:9-11)

«Я вывел тебя из земли Египетской и искупил / פְּדִיתִיךָ6299 искупать, выкупать, избавлять, быть искупленным или выкупленным/ тебя из дома рабства». (Михей 6:4)

«Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил  / פְּדִיתִיךָ6299 искупать, выкупать, избавлять, быть искупленным или выкупленным/ силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною». (Неемия 1:10)

В этом случае Искупитель расплатился с египтянами не серебром или золотом, а десятью казнями и потоплением в море египетской армии во главе с фараоном, для освобождения израильского народа. Кроме того, израильтяне вышли из Египта не с пустыми руками, а с солидным запасом серебра и золота. (Исход 3:21,22) 

 

2). Искупление из Вавилона:

«Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит / גֹּאֲלֵנוּ1350 выкупать, искупать, избавлять, спасать, быть искупленным или выкупленным/ тебя Господь от руки врагов твоих». (Михей 4:10)

«Так говорит Господь, Искупитель / גֹּאֲלֵנוּ1350 выкупать, искупать, избавлять, спасать, быть искупленным или выкупленным/ твой, Святый Израилев… Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил / גֹּאֲלֵנוּ1350 выкупать, искупать, избавлять, спасать, быть искупленным или выкупленным/ раба Своего Иакова"». (Исаия 48:17,20)

Здесь также похожая ситуация. Вавилонский царь Валтасар, как в своё время и фараон, поплатился собственной жизнью. Вавилон был захвачен за одну ночь, а израильтяне получили свободу вернуться на родину. И даже золотые и серебряные сосуды, вывезенные из Иерусалимского храма, были возвращены обратно.

Продолжая мыслить в рамках описанной выше теории выкупа, некоторые толкователи утверждают, что, поскольку Иисус принёс Своё тело в жертву, то Он не мог уже воскреснуть человеком во плоти, так как это означало бы, что Он забрал Свою жертву обратно. И, соответственно, уплаченный выкуп был бы аннулирован. И, поэтому, Христос был воскрешён не в человеческом теле, а как духовная личность.           

Однако у этой аргументации есть одно слабое место – она не совпадает с точкой зрения самого Иисуса Христа. В Евангелиях записаны высказывания Иисуса, где Он называет Себя «Сыном человеческим» в 80-ти текстах. 35 текстов из этих 80-ти относятся к событиям Его жизни на земле до времени распятия. А в остальных 45-ти текстах Он говорит о Себе, как о Сыне человеческом, относя это к событиям уже ПОСЛЕ Своего воскресения. И свидетельствуя таким образом, что Его человеческая природа никуда не исчезнет.    

Вот только некоторые из них:

- Иисус воскресает из мёртвых именно как Сын человеческий: «Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». (Марка 9:9)  

- Христос возносится на небо именно как Сын человеческий: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?» (Иоанна 6:62)

- Христос, восседая на небе одесную силы Божией, все равно остаётся Сыном человеческим: «отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией». (Луки 22:69)  

- Во втором пришествии, Христос всё ещё будет Сыном человеческим: «ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». (Матфея 16:27)

- Находясь в Царстве Божьем вместе с апостолами, Иисус всё так же будет Сыном человеческим: «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». (Матфея 19:28)

 

Итак, Иисус Сам многократно засвидетельствовал, что Он и после своего воскресения останется Сыном человеческим. Такое же понимание было и во времена апостольской церкви. Апостольский ученик Игнатий, к примеру, написал следующее: «Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти». (Послание смирнянам, 3)

 

 

Б). Восстановление человека.

О понимании необходимости восстановления человека записано было ещё в Псалмах:

«Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое. Господи, Боже сил! Восстанови /הֲשִׁיבֵנוּ 7725 возвращать, приводить назад, обращать, восстанавливать/ нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!»  (Псалом 79:18-20) И это ещё одна причина для прихода на землю Сына человеческого, как называл Себя Иисус, подчёркивая свою человеческую природу.

 

Дело в том, что одного только искупления человека от греха было бы недостаточно. Ещё нужно было соединить человека с Богом. А для этого необходимо восстановить человека по Божьему образу. Сама по себе безгрешность образом Божьим ещё не является. Как не является таковым также, само по себе, совершенство. Ибо много существует, к примеру, безгрешных и совершенных ангелов, не являющихся, однако, образом Божьим.

А является таковым Сын Божий, то есть – Христос. Так утверждает в своих посланиях апостол Павел: «о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». (2 Коринфянам 4:4) И ещё: «Который есть образ Бога невидимого». (Колоссянам 1:15)

Теперь складываем вместе два следующих факта: а) человек создан по образу Бога, и б) образом Бога есть Христос. Отсюда видим, что человек создан по образу Сына Божьего, Иисуса Христа. Поэтому именно Он и никто другой, пришёл для спасения человека.

Об этом пишет и Ириней: «Но образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою». (Доказательство апостольской проповеди, 22)

Поэтому Сын Божий, родившись на земле от девы Марии, стал также и Сыном Человеческим – «посредником между Богом и людьми», чтобы благодаря Своему родству одновременно и с Богом и с людьми, восстановить человека по образу и подобию Бога, исполнив все условия человеческой природы, и представить Богу восстановленного человека, воскреснув во плоти и вознёсшись на небо к Отцу. Что и засвидетельствовал мученик Стефан, когда увидел на небе Сына человеческого: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». (Деяния 7:56)

 

 «Итак, Он соединил, как я уже сказал, человека с Богом. Ибо если бы не человек победил врага человеческого, то враг не был бы побежден законно. И опять, если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно. И если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо Посреднику Бога и людей надлежало через Свое родство с Тем и другими привести обоих в дружество и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть Бога. Ибо каким образом мы могли бы быть причастными усыновления Ему, если бы не получили опять от Него через Сына общения с Ним, если бы Слово Его сделавшись плотью не соединилось с нами? Посему Он и прошел через всякий возраст, всем возвращая общение с Богом». (Против Ересей, книга 3, глава XVIII , 7)

 

«Слово же сие открылось тогда, когда Слово Божие сделалось человеком, уподобляя: а) Себя человеку и б) человека Себе Самому, дабы через подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотью, Оно подтвердило то и другое, ибо: а) истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и б) прочно восстановило подобие, делая человека через видимое Слово соподобным невидимому Отцу». (Против Ересей, книга 5, глава XVI , 2)

Теперь рассмотрим немного подробнее, как именно Сын Человеческий восстанавливал человека по образу и подобию Бога:

1). Должно было быть сходство в рождении Адама и Иисуса.

«И как сам первозданный Адам получил состав свой из земли невозделанной и еще девственной и был создан Словом Божиим, и Господь взял персть от земли и создал человека: так и Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, Которая была еще девою. Если бы первый Адам имел отцом человека и родился из семени мужа, то можно было бы говорить, что и второй Адам родился от Иосифа. Если же тот был взят от земли и создан Словом Божиим, то надлежало самому Слову, восстановляющему в Себе Адама, иметь сходство с его рождением. Почему же Бог не взял опять персти, но произвел создание от Марии? Для того чтобы не было другого создания, и не иное было то создание, которое требовало спасения, но чтобы тот же самый (Адам) был восстановлен, с соблюдением сходства (в происхождении)». (Против Ересей, книга 3, глава XXI , 10) 

«Откуда же существо первозданного? От воли и от мудрости Божьей и от девственной земли. "Ибо Бог, - говорит Писание, - до сотворения человека еще не посылал дождя, и не было на ней человека, чтобы возделывать землю". От этой земли, когда она была еще девственною, Бог взял прах и создал человека, как начало нашего человечества.

Для вторичного совершения этого человека Господь подчинил Себя порядку того же воплощения, родившись от Девы согласно с волею и мудростью Божьею, чтобы показать подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы осуществилось написанное в начале: "Человек по подобию и образу Божьему".

И как через непослушную деву человек был поражен и смертью умер, так и здесь он также через Деву, которая повиновалась Слову Божию, получил жизнь посредством вновь созданной в человеке жизни. Ибо Господь пришел, чтобы вновь найти потерянную овцу (Матфея 18:11-14), а потерянным был человек. Поэтому не произошло нового творения, но Он принял подобие творения от той, которая была из рода Адамова. Ибо необходимо было новое совершение Адама во Христе, чтобы смертное поглощено было бессмертием (1 Коринфянам 15:53). Таким же образом и в отношении к Еве и Марии, чтобы Дева, ходатайствуя за деву, девственным послушанием разрушила и уничтожила девственное непослушание». (Доказательство апостольской проповеди, 32,33)

2). Христос восстановил в Себе ту древнюю вражду между семенем жены и змеем, чтобы победить сатану.

«Итак, Он все возглавил, воздвигая войну против нашего врага и поражая того, кто вначале пленил нас в Адаме. И попирая главу его, как Бог сказал змею: "и положу вражду между тобою и между женою и между семенем твоим и семенем ее, он будет блюсти твою главу, а ты будешь блюсти его пяту". Ибо с этого времени проповедовалось о семени, имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о блюдущем главу змея. То есть о семени, о котором Апостол говорит в послании к галатам: "закон дел дан, доколе не придет семя, к которому относится обетование". А еще яснее показывает в том же послании, говоря: "когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены". Ибо враг не был бы побежден справедливо, если бы победивший его не был человек от жены. Ибо через жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему, и Господь исповедует Себя Сыном человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от которого создана была жена, чтобы как через человека побежденного род наш нисшел в смерть, так опять чрез человека победителя мы взошли в жизнь. И как чрез человека смерть одержала победу над нами, так опять чрез человека мы получили победу над смертью.

 А так как Один и Тот же создал нас вначале и послал в конце Сына Своего, то Господь, родившийся от жены, сотворил Его заповедь, сокрушая нашего врага и совершая человека по образу и подобию Божию. И, поэтому, Он сокрушил его не иным чем, как изречениями Закона, и воспользовался помощью заповеди Отца к сокрушению и поражению отступника ангела. Подобно Моисею и Илии, постясь сорок дней, Он потом взалкал, для того, во-первых, чтобы мы разумели Его истинным и действительным человеком, ибо человеку свойственно терпеть голод, когда постится. А во-вторых, чтобы противник мог вступить в борьбу. Ибо, как вначале он человека, не страдавшего от голода, через вкушение обольстил преступить заповедь Божию, так в конце не мог того, кто терпел голод, склонить к принятию пищи, происходящей от Бога. Когда он искушал и говорил: "если ты Сын Божий, то скажи, чтобы камни сии сделались хлебами", то Господь отразил его заповедью Закона, говоря: "написано: не хлебом одним будет жить человек". На слова: "если ты Сын Божий", (Господь) промолчал, но Он ослепил (врага) признанием Себя человеком и первое его нападение отразил посредством изречения Отца. Таким образом, бывшее в раю повреждение человека чрез вкушение обоих (прародителей) было уничтожено через лишение (Господа) в сем мире. Опровергнутый посредством Закона, (враг) и сам попытался еще сделать нападение также чрез приведение заповеди Закона. Приведя (Господа) на высочайшее крыло храма, он сказал: "если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим Бог заповедал о Тебе, и на руках понесут Тебя да не преткнешься о камень ногою Твоею", — скрывая ложь посредством Писания, как делают все еретики. Ибо, что "Ангелам Своим заповедал о Нем", это написано, а о том, чтобы броситься вниз, не говорит никакое писание, но диавол сам от себя привнес это внушение. Господь также посредством Закона опроверг его, говоря: "написано также: не искушай Господа Бога твоего". Посему, превозношение разума, бывшее в змее, сокрушено смирением человека, и диавол дважды был поражен от Писания, потому, что был обличен как внушитель противного заповеди Божией и враг Божий по своему расположению. Сильно посрамленный, он, как бы собравшись со своими силами и сосредоточив все могущество свое во лжи, в третий раз "показал Ему все царства мира и славу их", говоря, как упоминает Лука: "все это дам Тебе, — потому что это предано мне и кому я хочу даю, — если припадешь и поклонишься мне". Господь, обличая, кто он был, сказал: "отойди, сатана, ибо написано: Господу, Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи", — сим именем разоблачая его. Ибо еврейское слово "сатана" означает отступник. Итак, в третий раз, победив его, Он окончательно прогнал от Себя его, как законно побежденного; и бывшее в Адаме преступление заповеди Божией было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди Божией.

 

Ибо это было предсказано в Законе, и Господь показал посредством изречения Закона, что Закон от Отца возвещает Слово Господне, отступивший же от Бога ангел низлагается чрез Его голос, быв обличен в том, каков он, и побежден Сыном Человеческим, соблюдшим заповедь Божию. Ибо так, как вначале Он склонил человека преступить заповедь Творца, почему и имел его в своей власти, а его власть состоит в преступлении и отступничестве, коими и связал человека. То, с другой стороны, ему самому надлежало быть побежденным чрез человека же и быть связанным теми же узами, коими он связал человека. Чтобы человек, освободившись, возвратился к своему Господу, оставляя те узы, которыми был связан, т.е. преступление. Ибо связание его было освобождением человека, потому что "не может, кто-либо войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного". Посему Господь обличает его в противоречии Богу, все сотворившему, и побеждает его посредством заповеди, заповедь же Божия есть Закон. Как человек, Он показал его беглецом и преступником Закона и отступником от Бога, а потом, как Слово, крепко связал его, как своего беглеца, и расхитил его сосуды, т.е. людей, коими он владел и несправедливо пользовался. И правильно был взят в плен тот, кто несправедливо пленил человека. А плененный прежде человек был исторгнут из власти обладателя по милосердию Бога Отца, Который сжалился над Своим созданием и даровал ему спасение, восстановив его чрез Слово, т.е. чрез Христа, дабы человек опытом познал, что не сам по себе, а по дару Божьему он получил нетление». (Против Ересей, книга 5, глава XXI , 1-3)

3). Иисус послушанием заповеди Отца уничтожил непослушание Адама.

«И Он восстановил в Себе древнее создание (человека). Ибо, как непослушанием одного человека вошел грех, и чрез грех появилась смерть, так чрез послушание одного человека введенная праведность оплодотворит жизнь людям, бывшим некогда мертвыми». (Против Ересей, книга 3, глава XXI , 10) 

«Поскольку же все мы в первоздании Адама через его непослушание были крепко привязаны к смерти, то надлежало, чтобы смерть была разрушена послушанием Того, Кто сделался для нас человеком. Но так как смерть господствовала над телом, то надлежало, чтобы она освободила человека от своего угнетения, упраздненная посредством тела. Слово сделалось плотью, чтобы посредством того же тела, через которое грех утвердился и господствовал, он был упразднен и больше не был в нас». (Доказательство апостольской проповеди, 31)

«Ибо Тому, Кто предпринял убить грех и искупить человека повинного смерти, надлежало сделаться человеком, который был приведен в рабство грехом и находился под властью смерти, дабы грех был умерщвлен человеком и человек ушел от смерти. Ибо, как через непослушание одного человека, который был первоначально создан из невозделанной земли, многие сделались грешниками и потеряли жизнь, так надлежало, чтобы чрез послушание одного Человека, Который первый родился от девы, многие оправдались и получили спасение». (Против Ересей, книга 3, глава XVIII, 7) 

4). Он повторил смерть Адама.

«Ибо, восстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он повторил и его смерть. Посему, очевидно, что Господь, повинуясь Отцу, принял смерть в тот день, в который умер Адам, непослушный Богу. В который же день он умер, в тот и вкусил. Ибо Бог сказал: "в день, который вкусите от него, умрете смертью". Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы, т.е. в шестой день творения в который и создан человек,— через Свое страдание, даруя ему новое создание, т.е. (освобождение) от смерти.  (Против ересей, книга 5, глава XXIII, п.2)

 

5). Иисус воскресил в Себе человека.

«Вместе с тем Он показал воскресение. Сам сделавшись первородным из мертвых и в Себе воскресил падшего человека, возведя его на высочайшую часть неба одесную славы Отца, как Бог дал обетование через пророка, говоря: "я восстановлю скинию Давидову падшую", т.е. от Давида (происходящее) тело. И наш Господь Иисус Христос истинно исполнил это, славно совершая наше спасение, чтобы дать нам истинно воскреснуть к жизни в Отце.   

Поэтому, если Он не родился, то Он и не умер; если Он не умер, то и не воскрес из мертвых, и если не воскрес из мертвых, то и не победил смерти, и владычество ее не было бы упразднено. И если бы Он не победил смерти, как могли бы восстать к жизни мы, подпавшие смерти от начала. Поэтому те, которые отнимают у людей спасение и не веруют Богу, что Он воскресит их из мертвых, отвергают также и рождение нашего Господа, которое Он для нас принял на Себя, когда Слово Божие сделалось плотью, чтобы показать воскресение плоти и идти, впереди всех на небо». (Доказательство апостольской проповеди, 38, 39)   

И ещё: «Поэтому пророк опять говорит: "В тот день я восстановлю скинию Давидову падшую" (Амос 9:11). Этим он ясным образом обозначает, родившуюся от Давида плоть Христа, которая по смерти восстала из мертвых. Ибо скинией названа плоть».  (Доказательство апостольской проповеди, 62)

6). Христос вознёсся в плоти на небо и сел одесную Бога.

«И что Он, воскресши из мертвых, вознесется на небо, об этом Давид говорит так: "Колесниц Божиих тьмы тем, тысячи управляющих ими, среди них Господь, на Синае, во святилище. Он восшел на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами" (Псалом 67:18,19). Под плененными он разумеет уничтожение господства возмутившихся ангелов. Он указывает также и место, где Он должен взойти от земли на небо. Ибо он говорил: "Господь восшел от Сиона". Ибо по Своем воскресении из мертвых Он собрал Своих учеников на Масличной горе против Иерусалима и здесь они видели, как Он вознесся на небо и как отверзлись небеса и приняли Его.

То же самое опять говорит Давид: "Поднимите, князья, ваши врата; поднимитесь, врата вечные, да войдет Царь славы" (Псалом 13:7). Ибо вечные врата суть небеса. Но поскольку Слово сошло невидимым для творения образом, то им ничего не было известно об этом. Теперь Слово стало плотью и видимо взошло на небо. И когда силы увидели Его, то нижние ангелы воззвали к тем, которые были на тверди: "Поднимите наши врата; поднимитесь, врата вечные, да войдет Царь славы". И когда они изумились и спросили: "Кто же это?", то те, которые (прежде) видели Его, а теперь во второй раз, засвидетельствовали: "Господь крепкий и сильный, Он - Царь славы" (Псалом 23:8-10).

Так воскресши и вознесшись, Он пребывает одесную Отца, доколе в установленное Отцом время все враги будут покорены Ему. Враги же суть все те, которые восстали - ангелы и архангелы и силы и престолы, отвергшие истину. И об этом пророк Давид говорит таким образом: "Так говорит Господь Господу моему: сиди одесную меня, доколе положу врагов твоих под ноги твои" (Псалом 109:1)». (Доказательство апостольской проповеди, 83-85)

Но для чего же нужно было Христу во плоти восходить на небо? Чтобы принести в ДАР Отцу восстановленного Им человека: «Господь умер за всех и воскрес со всеми, и облекся в плоть, (вознесся) в вышину на небо и принес в дар Отцу не золото, не серебро, не драгоценные жемчужины, но человека, созданного Им по образу Своему и подобию». (Мелитон, О душе и теле и страстях Господних, 17)

7). И исполнил обетования, данные патриархам.

«Он исполнил также бывшее Аврааму обетование, которым Бог обещал ему сделать его потомство, как звезды небесные. Ибо это совершил Христос, родившись от той Девы, которая имела свое происхождение от Авраама. И таким образом Он сделал верующих в Него светилами в мире. (Филиппийцам 2:15) И тою же верою вместе с Авраамом оправдал язычников. "Ибо Авраам веровал Богу, и это вменилось ему в праведность". Точно также и мы оправданы верою в Бога, ибо "праведный верою жив будет". Таким образом, обетование Авраама осуществлено не посредством закона, но через веру. Ибо Авраам оправдан верою, а для праведных нет закона (1 Тимофею 1:9). Точно так же и мы оправдываемся не законом, а верою, которая засвидетельствована законом и пророками и которую предлагает нам Слово Божие». (Доказательство апостольской проповеди, 35)

«Он исполнил также и обетование Давида: ибо Бог обещал ему от плода его чрева поставить вечного царя, владычеству которого не будет конца. Царь этот есть Христос Сын Божий, Который сделался Сыном Человеческим, т.е. произошел от той Девы, которая имела свое происхождение от Давида. Поэтому обетование и говорит о плоде чрева, который есть особенное порождение плодоношения женщины, но не от плода чресл и не от плода утробы, что также есть особый вид рождения. Таким образом, открылось то особенное, отличное и собственное, что свойственно плоду девственного чрева из рода Давида. Он владычествует над домом Давида вечно; царство его не будет иметь конца». (Доказательство апостольской проповеди, 36)

«Так, следовательно, Он: славно совершил наше спасение и исполнил обетования отцов и древнее непослушание разрушил. Сын Божий сделался сыном Давида и сыном Авраама; ибо Он исполнил это и в Себе Самом снова совершил, чтобы сделать возможным для нас получение жизни». (Доказательство апостольской проповеди, 37)

8). Восстановив в Себе человека по образу Бога, Иисус открыл возможность для верующих в Него людей, также преображаться в этот образ.

Апостол Павел увещевает: «Итак, умертвите земные члены ваши…совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего». (Колоссянам 3:5,10) 

И ещё: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». (Римлянам 8:29) «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу». (2Коринфянам 3:18)

 

«И посему во всякое время человек, вначале созданный руками Божиими, т.е. чрез Сына и Духа, делается по образу и подобию Божьему. Так как отбрасываются плевелы, которые суть отступничество, а пшеница, т.е. верою плодоносящие в Бога, убирается в житницу. Поэтому, для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и через терпение проникнутые Словом Божиим и очищенные огнем годны были к Царскому пиру. Так некто из наших /здесь речь идёт об Игнатии/, за свидетельство о Боге осужденный на съедение зверей, сказал: "я пшеница Христова и буду измолот зубами зверей, чтобы мне оказаться чистым хлебом Божиим». (Против ересей, книга 5, глава XVIII, 4)

В настоящей главе мы рассмотрели то, что касается человеческой сущности Христа. В следующей главе будет рассматриваться то, что касается Его божественности, а также Его отношений с Богом Отцом и Святым Духом, как об этом учили в апостольской церкви. 

P.S. Отзывы о книге можно присылать автору по адресу nestrigayura@yandex.ru


скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.