• Правила
  • Контакты
» » Юрий Нестрига: Исследование учения апостольской церкви. Часть 4
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 19-12-2016, 09:22
Категория: Статьи

Глава 4. Правило истины.

                                                                                         Бог не есть имя, но мысль, 

                                                                                всаженная в человеческую природу,  

                                                                                         о чем-то неизъяснимом

                                                                                               Иустин Мученик  

                                                                                                 (2 Апология , 6)    

  А) Отец.

История жизни Афинагора Афинянина похожа на историю Иустина. Афинагор был христианским апологетом во второй половине II в. Он был родом из Афин и, до принятия христианского учения, также как Иустин, принадлежал к философской школе платоников. Он даже собирался выступить с полемическим сочинением против христиан, но вместо этого сам обратился и стал защитником христианства. И так же, как Иустин, защищал христианское учение в «плаще философа». И это было немалым преимуществом, так как в те времена философия была в моде, и даже императоры любили философствовать. Поэтому христианский апологет, имевший статус философа, мог написать обращение к императору и при этом вести речь практически на равных – как философ с философом. 

Вот что написал о жизни Афинагора историк 5 века Филипп Сидет: «Сей муж исповедовал христианство в плаще философа. Возжелав еще до Цельса написать сочинение против христиан, он обратился к Священным Писаниям, чтобы бороться с христианством со знанием дела, но был столь пленен Святым Духом, что, подобно великому Павлу, вместо преследователя стал учителем той веры, которую преследовал».

Из трудов Афинагора до нас дошло две книги. «Прошение о христианах», которое было направлено римским императорам Марку Аврелию и Коммоду, соцарствование которых приходится на 176-180г., и трактат «О воскресении мертвых». 

Защищая перед императорами христианское учение от обвинения в безбожии, Афинагор описал Бога, которому поклоняются христиане: «Я достаточно доказал, что мы не безбожники, когда признаем единого Бога безначального, вечного, невидимого и бесстрастного, необъятного и неизмеримого, постигаемого одним умом и разумом, преисполненного светом и красотою, духом и неизреченною силою, Который словом Своим все сотворил и устроил, и все содержит». (Афинагор Прошение о христианах, 10)

 

А вот как описывал Бога антиохийский епископ Феофил в письме к язычнику Автолику: «Его слава бесконечна, величие необъятно, высота непостижима, могущество неизмеримо, мудрость неисследима, благость неподражаема, благодеяния неизреченны. 

Бог безначален, потому что Он не произошел, — неизменяем, потому что бессмертен. Он называется Богом (Θεός) потому, что положил все в Своей крепости; слово же "θέειν" означает бежать, двигать, производить, питать, провидеть, управлять, оживотворять все.

Он называется Господом, потому что господствует над всем, — Отцом, потому что существует, прежде всего, — Творцом, потому что все создал, сотворил, — Всевышним, потому что превыше всего, — Вседержителем, потому что всем управляет и все содержит.  

Как душа в человеке не видима и незрима для людей, познается же чрез движение тела, так и Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его провидения и действий».  (Феофил к Автолику 1:3-5)

 

«Богу же Вышнему, всемогущему и истинному Богу, свойственно не только быть вездесущим, но и все видеть и все слышать и не ограничиваться каким-либо местом; в противном случае место, содержащее Его, было бы больше Его, ибо содержащее больше содержимого, а Бог не ограничивается местом, но Сам есть вместилище всего.

И прежде всего пророки согласно научили нас, что Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом, потому что нет никакого пространства, которое было бы больше Его и вмещало бы в себе Его. Ни в чем не нуждаясь, и существуя прежде веков, Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него-то предуготовил мир. Тот, кто сотворен, имеет нужду в том или другом, а Безначальный ни в чем не нуждается».  (Феофил к Автолику 2: 3,10) 

Отрывок из речи сардийского епископа Мелитона, которую держал он перед императором Антонином (138-161), чтобы «научить его познанию Бога и показать ему путь истины»:

«А неразумие, о котором я говорю, состоит в том, что человек оставляет то, что поистине есть, и служит тому, чего поистине нет. Но есть нечто поистине, и это называется Богом. Он поистине есть, и все существует через Его силу. Он не есть сотворенное существо, не получил начала во времени; но Он от вечности, и существует во веки веков. Он не изменяется, тогда, как все изменяется. Никакое зрение не может видеть Его, никакой разум понять Его, никакое слово - объяснить Его. Любящие же Его называют Его Отцом и Богом истины. Кто же этот Бог? Тот, Кто Сам есть истина, и Слово Коего есть истина. Но что есть истина? То, что не создано, не сотворено, не образовано, т.е. бытие, которое не имеет начала и называется истиною».  (Мелитон О познании Бога)

 

Апология в защиту христианского учения, которую афинский философ Аристид держал перед императором Адрианом (117-138) «О почитании Бога Всемогущего»:

«Я, царь, по соизволению Бога явился в мир и, созерцая здесь небо, землю и море, солнце, луну и прочее удивился красоте мира. Но я понял, что этот мир и все, что в нем есть, приводится в движение постороннею силою, которая и есть Бог; а известно, что все движущее — сильнее движимого и содержащее — крепче содержимого. Допытываться же о Промыслителе и Руководителе всего, каков Он есть, как кажется мне, бездельно и выше меры трудно, а потому, и рассуждать об этом бесполезно, ибо Сущность Его бесконечна и непостижима для всех тварей.

О двигателе же мира я говорю, что Он есть Бог всего, сотворивший все ради людей. Далее, в пределах дозволительного, надлежит знать о Боге, что Он не рожден, не сотворен, безначален и бесконечен, бессмертен, совершен и непостижим. Поскольку Он совершен, Он не имеет никакого недостатка и не терпит нужды ни в чем; наоборот, всё имеет нужду в Нем. Он безначален, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, а имеющее конец разрушается.  

Он не имеет имени, ибо наименование есть общее свойство сотворённых существ. Он не имеет ни окраски, ни внешнего вида, так как владеющий ими тем самым приобщается к разряду сотворенных предметов. В Нем нет различия мужеского и женского начала, так как тот, в ком это есть, бывает подвержен страстям. Небо Его не обнимает, но Он небо и все видимое и невидимое содержит Собою.

У Него нет противника, так как не существует никого, кто бы, был сильнее Его. Ошибки и неведение чужды Его натуре, которая вся есть совершенная мудрость и знание. Им все содержится. И Он не нуждается в жертве и ни в чем видимом, но в Нем все имеет нужду». (Аристид Апология 1:1-6)

Цитаты из двух апологий Иустина относительно имени Бога, 1-я из которых была адресована императору Антонину Пию (138-161), а 2-я — Марку Аврелию (161-180).

«Никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие». (Иустин 1 Апология, 61)

«Отцу всего, не рожденному, нет определенного имени. Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя. Что же касается до слов: Отец, Бог, Творец, Господь и Владыка - это не суть имена, но названия, взятые от благодеяний и дел Его». (Иустин 2 Апология, 6)

 

Несколько цитат из Писаний в подтверждение слов Иустина:

«не Он ли Отец твой, [Который] создал тебя и устроил тебя?» (Второзаконие 32:6)

«Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш. И все мы - дело руки Твоей». (Исаия 64:8)

«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Малахия 2:10)

«Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю». (Исаия 51:13)

«Владыка Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое?» (Второзаконие 3:24)

Наверное кто-нибудь возразит: разумеется, человек не может давать имя Богу, но ведь Бог же Сам назвал Моисею Своё имя (тетраграмму /03068  יְהוָהЙГВГ, Господь, Сущий/) в книге Исход 3:13-15. И, поэтому, оно является Его личным именем. Тем, кто так думает, нужно учесть несколько следующих моментов:

- Во-первых, и кроме тетраграммы, Сам Бог называл Моисею, Давиду, Исаии и другие Свои имена.

Интересен следующий текст. Здесь Моисей, записывая под диктовку слова Бога, хотя и употребляет тетраграмму, однако делает акцент не на ней, как имени Бога, а на другом Его имени, которое также Сам Бог назвал ему:

«И сказал [Господь]: …ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа /03068  יְהוָהЙГВГ, Господь, Сущий/; потому что имя Его – ревнитель /07067  קַנָּאревнивый, ревнитель/». (Исход 34:10,14)

В следующем тексте то же самое. Здесь Исаия хотя и употребляет тетраграмму, однако делает акцент не на ней, как имени Бога, а на другом Его имени:

«Ты, Господи  /03068  יְהוָהЙГВГ, Господь, Сущий/, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель / גֹּאֲלֵנוּ1350 выкупать, искупать, избавлять, спасать/ наш». (Исаия 63:16)

Следующий псалом призывает петь имени Бога, но имя это – не тетраграмма, а "Господь":

«Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь /03050 בְּיָהּГосподь/». (Псалом 67:5)

В следующем тексте Сам Бог называет Исаии ещё одно Своё имя - «Святый»:

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый /06918 וְקָדוֹשׁсвятой, посвящённый/ имя Его». (Исаия 57:15) 

- Во-вторых, когда на землю пришёл Христос, Он открыл верующим в Него людям, и, кстати, знающим тетраграмму, ещё одно имя Бога, не известное всем остальным людям. «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира… ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они…уверовали, что Ты послал Меня». (Иоанна 17:6,8)  

- В-третьих, Иисус пообещал ученикам, которые по итогам своей жизни останутся Ему верными, открыть ещё одно имя Бога. «И Я открыл им имя Твое и открою /в будущем/». (Иоанна 17:26) «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего… и имя Мое новое». (Откровение 3:12)  

Можем проследить тенденцию: Моисей открыл тетраграмму как имя Бога для всех людей, независимо от их заслуг. Иисус открыл имя Бога, но только тем людям, которых дал Ему Отец, т.е. уверовавших в него. А в будущем обещает открыть ещё одно имя Бога, но только для тех, которые из этого круга верующих, окажутся ещё и победителями мира. Итак, чем теснее круг удостоенных, и чем большие испытания им приходится переносить, тем более сокровенное имя Бога им открывается. Поэтому утверждать, что тетраграмма и есть самое сокровенное и личное имя Бога, наверное, было бы опрометчиво. 

Что же касается понимания: а) выражения «Единый Бог» и б) взаимоотношений между Богом Отцом всего, Словом Бога и Духом Бога, то ни апостолы, ни их ученики не делали из этого никакой тайны, но поясняли просто и понятно. Как это и видно из приведенных ниже отрывков:

«Поэтому дело представляется следующим образом: так как Бог - разумное существо, то поэтому Он - Словом создал происшедшее; и так как Бог - Дух, то Он Духом украсил все, как и говорит пророк: "Словом Господним небеса утверждены и Его Духом вся сила их". Прилично (к данному случаю) говорит также апостол Павел: "Один Бог и Отец, Который над всеми и через всех и во всех нас". (Ефесянам 4:6) Ибо над всеми - Отец, а со всеми - Слово, так как через Него все произошло от Отца, во всех же нас - Дух, Который взывает: "Авва Отче", и приготовляет человека к богоподобию». (Доказательство апостольской проповеди, 5)       

«И таким образом оказывается Единый Бог и Отец, Который выше всего, через все и во всем:

1. Выше всего Отец и Он есть глава Христа (1 Коринфянам 11:3);

2. чрез все — Слово и Оно есть глава Церкви (Ефесянам 5:23),

3. во всех же нас Дух, и Он есть живая вода (Иоанна 4:10-14), которую доставляет Христос верующим в Него и любящим Его». (Против Ересей, книга 5, глава XVIII, п.2)  

«Ибо Ему во всем служат Его порождение и Его подобие, т.е. Сын и Дух Святой, Слово и Премудрость, Которым служат и подчинены все ангелы». (Против Ересей, книга 4, глава VII, п.4)      

«Бог прославлен: Своим Словом, Которое есть вечный Сын Божий, и Святым Духом, Который есть Премудрость Отца всего. И силы этих (последних), Слова и Премудрости, которые называются: херувимами и серафимами, прославляют Бога непрестанною хвалебною песнью. И всякое существо, какое только есть на небесах, воздает честь Богу, Отцу всего. Он весь мир образовал Словом, - и в этом мире суть также и ангелы, - и всему миру Он дал законы, чтобы каждое (существо) пребывало в своей (области) и не переступало установленных Богом пределов, каждое совершая возложенное на него дело». (Доказательство апостольской проповеди, 10)

                                                                   Благоволение же Отца исполняет Сын, ибо 

                                                           Отец посылает, а Сын посылается и приходит.

                                                                                          Ириней Лионский

                                                                                       (Против Ересей 4.6.3)

Б) Сын.

 

В предыдущей главе мы говорили об Иисусе Христе как о Сыне Человеческом и Его человеческой природе. Теперь будем исследовать то, что относится к Его божественной природе: почему Христос назван в Писаниях Богом, Сыном Божьим, а также Словом Божьим. 

Феофил сообщает нам апостольское учение о том, каким образом и с какой целью, было рождено Слово Бога:

«Но прежде, нежели что-либо произошло, Бог имел Его советником, так как Оно есть Его ум и мысль. (Исаия 9:6) Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари /prvtсtokow p‹shw ktЫsevw - рожденный до всяческого творения/. (Колоссянам 1:15) Не так, однако, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал. (Иоанна 10:30) Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: "в начале было Слово, и Слово было у Бога", показывая этими словами, что и сперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: "и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено" (Иоанна 1:1-3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено, Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место, и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте». (Феофил к Автолику 2:22)  

«Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростью прежде всего. Слово сие Он имел исполнителем Своих намерений и через Него все сотворил. Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что через Него создано». (Феофил к Автолику 2:10)  

Поясняя императорам Марку Аврелию и Коммоду, кто такой Христос, Афинагор написал следующее: «Сын Божий есть Слово Отца, как Его идея и как действенная сила, ибо по Нему и через Него все сотворено… Если вам по превосходному разумению вашему желательно знать, кто такой Сын, то я скажу кратко: Он есть первое рождение Отца, не так, чтобы оно получило бытие во времени, — ибо Бог, как вечный ум и вечно словесное существо искони имел в Себе Самом слово, но Он произошел от Него для того, чтобы быть идеею и действенною силою для всех материальных вещей». (Афинагор Прошение о христианах, 10)  

О сущности Слова, что оно является Богом, пишут Иустин и Ириней:

«Как начало прежде всего творения, Бог родил из Себя Самого некоторую разумную силу, которая от Духа Святого называется также славою Господа, то Сыном, то Богом, то Господом и Словом. Ибо Он имеет все эти названия и от служения Своего воле Отеческой и от рождения по воле Отца. Не видим ли подобное этому и в нас самих? Произнеся какое-либо слово, мы рождаем его, но не через отделение, так чтобы уменьшалось слово в нас, когда мы его произносим. Подобным образом, мы видим от огня происходит другой огонь, но так, что не уменьшается тот, от которого он зажжен. Свидетелем мне будет Слово премудрости, то самое, которое есть Бог, рожденный от Отца всего,  и Сила, и Слава Родившего». (Иустин Диалог, 61) 

«Итак, "Сам Господь даст вам знамение: се, Дева в чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил". (Исаия 7:14) Сими словами Дух Святый тщательно указал Его рождение от Девы и Его сущность, что Он Бог — ибо это означает имя Эммануил». (Против Ересей, книга 3, глава XXI, п.4)     

Но возникает вопрос: если Христос называется и «Богом» и «Сыном Бога», то, как Он одновременно может быть и тем, и другим? Рассмотрим два пункта, поясняющих это:

1). Христос является Богом для творения, так как оно через Него было создано:

«Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Иоанна 1:1,3)

«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28)

«Ибо Он исполняет богатую и многую волю Отца, так как Он есть Спаситель спасаемых, и Господь находящихся под Его господством, и Бог созданных вещей, и Единородный (Сын) Отца, и Христос предвозвещенный, и Слово Божие воплотившееся». (Против Ересей, книга 3, глава XVI, п.7)

2). И в то же время Бог и Отец всего, является также Богом и Отцом Христа, который, соответственно, является Ему Сыном:

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». (Иоанна 20:17)

«Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим». (Откровение 3:2)

«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего». (Откровение 3:12)

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа». (1 Петра 1:3; 2 Коринфянам 1:3; 11:31; Ефесянам 1:3)

«Бог Господа нашего Иисуса Христа». (Ефесянам 1:17)

«Бог же и Отец Господа и Бога нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник, Сын Божий Иисус Христос, да утвердит вас в вере и истине». (Поликарп Филиппийцам, глава 12)

Ириней в следующих отрывках приводит дальнейшие пояснения, почему и Отец и Сын в Писаниях именуются и Богом и Господом:

«Ни Господь, ни Святый Дух, ни Апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог, если бы он действительно не был Бог. И не назвали бы произвольно кого-либо Господом, кроме господствующего над всем Бога Отца и Его Сына, получившего от Отца Своего господство над всем созданием, как говорится в словах: "Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, пока сделаю врагов Твоих подножием ног Твоих". (Псалом 109:1) Здесь Писание представляет, что Отец говорил Сыну: Он дал Ему наследие народов и покорил Ему всех врагов. Посему, когда Отец истинно есть Господь, и Сын истинно есть Господь, то справедливо Дух Святый обозначил Их наименованием Господа. И еще, при истреблении содомлян, Писание говорит: "И одождил Господь над Содомом и Гоморрою огонь и серу от Господа с неба". (Бытие 19:24) Здесь оно показывает, что Сын, Который и беседовал с Авраамом, получил от Отца власть судить содомлян за их развратность. Подобным образом говорится: "Престол Твой, Боже, пребывает во век, жезл царства Твоего есть жезл правды. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, и потому Тебя помазал Бог, Бог Твой". (Псалом 44:7) Ибо Дух обоих обозначил именем Бога и помазуемого Сына и помазавшего Отца». (Против Ересей, книга 3, глава VI, п.1)

«Итак, никто другой, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего. И кроме Его Сына, Иисуса Христа, Господа нашего. И еще, обращаясь к Моисею, Сын говорит: «Я сошел избавить этот народ». (Исход 3:8) Ибо Кто сошел, Тот же и восшел, для спасения людей. Итак, через Сына, Который есть в Отце, и имеет в Себе Отца, открылся Бог Сущий, так как Отец свидетельствует о Сыне, и Сын возвещает Отца». (Против Ересей, книга 3, глава VI, п.2) 

«Ни пророки, ни Апостолы, ни Господь Христос в Своем лице не признавали никакого другого Господа или Бога, а только собственно Бога и Господа, ибо пророки и Апостолы признавали Отца и Сына, и никого другого не называли Богом и не исповедали Господом. А Сам Господь преподал Своим ученикам только об Отце, Боге и Господе, Который Один есть Бог и Владыка всего, то нам должно, если мы их ученики, следовать их такого рода свидетельствам». (Против Ересей, книга 3, глава IX, п.1)   

«Таким образом, Отец есть Господь и Сын - Господь, и Отец есть Бог и Сын - Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог. И вместе с тем по Его бытию и по силе Его существа должно признавать единого Бога, но по домостроительству нашего спасения совершенно справедливо как Сына, так и Отца. Ибо, поскольку Отец всего невидим и неприступен для сотворенных, то те, которые предопределены приближаться к Богу, привлечены и пленены для Отца Сыном». (Доказательство апостольской проповеди, 47)

Учение Ария, когда оно появилось в 4 веке, отнюдь не было чем-то принципиально новым. Различные взгляды относительно того, что Иисус не является Богом, а лишь обычным творением, а то и вообще обычным человеком – изначально распространялись разными еретиками, начиная от иудеев и до гностиков. Однако, примечательно, что в ранней церкви не создавали для борьбы с еретиками целую ортодоксию. Как и заповедал ученикам апостол Павел: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся». (Титу 3:10) Не отвечали на эти ереси собранием вселенских соборов и установлением на них специальных догматов. Но отвечали еретикам коротко, что их слова не соответствуют истине. Как, например, Иустин: «Есть некоторые из нашего рода, друзья! говорил я, которые признают Его Христом, но называют Его простым человеком, рожденным от человека: с ними я не соглашаюсь и не соглашусь, потому что Сам Христос повелел нам верить не учениям человеческим, но тому, что было возвещено блаженными пророками и что преподано Им Самим». (Иустин Диалог, 48)    

Ещё одно очень важное дело, которое Сын Божий сделал для людей – Он принёс им познание об Отце: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». (Иоанна 17:3)

«Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». (Иоанна 14:6-11)  

«И Отца невидимого и беспредельного, в отношении к нам, знает Его собственное Слово, и так как Он неизъясним, само изъясняет Его нам. И с другой стороны Слово Свое знает один только Отец: и обе эти истины объявил Господь. И, потому, Сын открывает познание Отца через Свое откровение, ибо откровение Сына есть познание Отца, потому что все открывается чрез Слово. И дабы мы знали, что пришедший Сын сообщает верующим в Него познание Отца, Он говорил ученикам: "никто не знает Сына, кроме Отца, ни Отца никто знает, кроме Сына и кому откроет Сын", показывая Себя Самого и Отца, как Он есть.

И через Самое Слово, сделавшееся видимым и осязаемым Отец являлся, хотя не все одинаково веровали, но все видели в Сыне Отца, ибо Отец есть невидимое Сына, а Сын есть видимое Отца». (Против Ересей, книга 4, глава VI, п.3, 6)    

О Сыне Божьем, как о Боге, говорившем с патриархами, сказано в ВЗ Писаниях:

«Посему и Иоанн справедливо приводит слова Господа к иудеям: "испытайте Писания, в которых вы думаете иметь вечную жизнь: они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь". (Иоанна 5:39,40) "Ибо, если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне". (Иоанна 5:46) Именно Сын Божий повсюду рассеян в его Писаниях, то, как беседующий с Авраамом, когда имел вкушать у него пищу, то с Ноем, давая ему измерения (ковчега), то, как ищущий Адама. То наводящий суд на содомлян, то, как являющийся и показывающий Иакову путь, то говорит с Моисеем из купины». (Против Ересей, книга 4, глава X, п.1)       

«Тот Бог, который говорил Моисею, что Он Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова, будет не Творец вселенной, но Тот, Который, как было показано, явился Аврааму и Иакову, Который служит воле Творца всего и в суде над Содомом служил также Его совету. Однако никто, даже и малоосмысленный, не осмелится утверждать, что Творец всего и Отец оставил все, сущее выше неба, и явился на малой частице земли». (Иустин Диалог, 60)

 

«И снова говорит Моисей, как Сын Божий пришел для беседы с Авраамом: "Тогда явился ему Бог у дубравы Мамре в полдень, и когда он взглянул, вот, три мужа стояли перед ним". (Бытие 18:1), и все, что затем еще следует, он говорил с Господом и Господь говорил с ним. Два из этих троих были ангелы, а один был Сын Божий, с которым Авраам и беседовал. Таким образом, Авраам был пророком и видел будущее, которое должно было произойти, видел Сына Божия, как Он беседовал с людьми и ел с ними и потом должен совершить над ними суд Отца, также как Он получил власть для наказания содомлян. Ибо с Авраамом беседовал, пребывая на малом местене Отец всего, Который не мог быть видим миром, и Который объемлет землю Своею горстью и простирает небо Своею рукою, но Слово Божие, Которое всегда было с человечеством и наперед возвещало имеющее произойти будущее и учило человека божественному». (Доказательство апостольской проповеди, 44,45)

                                                                     И мы знаем, что Он Сын истинного Бога, 

                                                                     и поставляем Его на втором месте, 

                                                                     а Духа пророческого на третьем.  

                                                                                          Иустин Мученик

                                                                                           (1 Апология, 13)

  

 

 в) Святой Дух.

Апостол Павел молился, чтобы Бог дал Ефесским христианам «Духа премудрости»: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». (Ефесянам 1:17)

Исаия также называет Дух Божий «Духом премудрости»: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости». (Исаия 11:2)

Служители Бога – патриархи, пророки, цари, священники, ремесленники и другие, для выполнения Его воли, также получали Дух премудрости:

«И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты». (Бытие 41:38)

«И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил Духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его». (Исход 28:3)

«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила… и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела». (Исход 31:1-5)

Втор.34:9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей

возложил на него руки свои

«Есть в царстве твоем муж, в котором Дух святого Бога; в дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов». (Даниил 5:11)

«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». (Луки 2:40)

«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». (Матфея 10:19,20)

«Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». (Деяния 6:9,10)

 

Далее Феофил поясняет, что премудростью Бога является Святой Дух:

«Бог, Который через Слово и премудрость, т.е. Святой Дух, врачует и животворит. Бог Словом Своим и Премудростью сотворил все; ибо "Словом Его небеса утвердились и Духом Его вся сила их" (Псалом 32:6) Превосходна Его Премудрость: "Бог премудростью утвердил землю и устроил небеса разумом, Его премудростью разверзлись бездны и облака источили росу" (Притчи 3:19,20)». (Феофил к Автолику 1:7)  

То же самое, утверждает и Ириней: «И так как Бог - разумное существо, то поэтому Он - Словом создал происшедшее; и так как Бог - Дух, то Он Духом украсил все, как и говорит пророк: "Словом Господним небеса утверждены и Его Духом вся сила их" (Псалом 32:6). Поскольку же: Слово утверждает, т.е. производит тело и дает сущность эманации. [Лат Emanatio —  истечение чего-либо откуда-либо].  А Дух упорядочивает и образовывает различия сил, то по всей справедливости: Слово названо Сыном, а Дух - Премудростью Бога». (Доказательство апостольской проповеди, 5)

И ещё: «Что Слово, т.е. Сын, всегда было с Отцом, я уже подробно показал. А что и Премудрость, т.е. Дух, была у Него прежде всякого создания, Он говорит чрез Соломона: "Бог премудростью основал землю и разумом утвердил небо, Его разумом разверзлись бездны и облака источили росу". И еще: "Господь создал Меня, как начало путей Своих к делам Своим, прежде веков основал Меня в начале, прежде чем Он сотворил землю, прежде чем уставил бездны и прежде чем произошли источники вод, прежде чем утвердились горы". И еще: "когда Он устраивал небо, Я была с Ним, и когда утверждал источники бездны, когда укреплял основания земли, Я была с Ним».  (Против Ересей, книга 4, глава XX, п.3) 

 

Иисус сказал ученикам, что Он, как Слово Божие, посылает творению Дух, исходящий от Отца: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне». (Иоанна 15:26)

Об этом также пишет Ириней: «Ибо Отец носит творение и вместе и Слово Свое, а Слово, носимое Отцом, дает Дух всем существам, как Отец хочет (Иоанна 15:26) — некоторым по сотворению, что свойственно творению, другим — по усыновлению, т. е. рождение от Бога». (Против Ересей, книга 5, глава XVIII, п.2)        

О Духе Святом, исходящем от Бога «подобно лучу солнечному» пишет Афинагор:

«Наши слова подтверждает и Дух пророчественный: «Господь создал Меня как начало путей Своих в дела Свои». Утверждаем, что этот самый Дух Святой, действующий в пророках, исходит от Бога, подобно лучу солнечному, истекая из Него, и возвращаясь к Нему.  

Мы признаем Бога и Сына Его — Слово, и Духа Святого; ибо Сын есть ум, Слово, мудрость Отца, а Дух есть истечение Его, как свет от огня».  (Афинагор Прошение о христианах, 10, 24)

«И посему Иоанн говорит в Откровении: "И голос Его как шум вод многих". Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат и велик». (Против Ересей, книга 4, глава XIV, п.2)          

«Дух показывает Слово, и потому пророки возвещали Сына Божия; но Слово дает образ Духу, и поэтому Оно Само - вдохновитель пророков и приводит человека ко Отцу». (Доказательство апостольской проповеди, 5)

И подводя итог всему, что мы обсуждали в данной главе, процитируем «правило веры», которое исповедовала ранняя христианская церковь:

«Таково правило нашей веры:

 – Бог, Отец, не происшедший, не объемлемый, невидимый, единый Бог, Творец всего. Это - самое первое положение нашей веры.

Второе же положение - Слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус наш Господь, являвшийся пророкам соответственно с образом их пророчества и следуя определению Отца, - через которого все произошло. Который также в конце времен, чтобы привести все к совершенству и соединить, сделался человеком между людьми, видимым и осязаемым, чтобы упразднить смерть и показать жизнь и произвести общение единения между Богом и человеком.

– И третье положение - Дух Святой, которым пророки пророчествовали, и отцы научились божественному и праведники приведены были на путь праведности, и который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога». (Доказательство апостольской проповеди, 6)

 

Итак: Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает. О Духе Святом, как происходит питание, возрастание и обновление человека по образу Божьему под действием Духа, мы подробно обсудим в следующих главах. 

 

 

P.S. Отзывы о книге можно присылать автору по адресу nestrigayura@yandex.ru

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.