• Правила
  • Контакты
» » Юрий Нестрига: Исследование учения апостольской церкви. Часть 5
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 18-12-2016, 22:57
Категория: Статьи

Глава 5. Крещение.

                                                                               Идущий за мною стал впереди меня.

                                                                                             Иоанн Креститель

                                                                                                (Иоанна 1:15)

А). Водное крещение Иоанна и крещение во имя Христа.

Крещение покаяния, осуществляемое Иоанном Крестителем, было взято от ветхозаветных омовений, символизировавших очищение от различных нечистот. Но полное погружение в воду, практикуемое Иоанном, означало решительное и окончательное отречение от всякого рода нечистоты, т.е. от греховного образа жизни. А также связывалось с верой в Мужа, Грядущего за Иоанном: «Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». (Деяния 19:4)

После того, как Иоанн крестил Иисуса, он возвестил об этом своим ученикам: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Иоанна 1:29-31)

И сразу после этого некоторые ученики Иоанна перешли в ученичество к Иисусу Христу: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». (Иоанна 1:35,36) Так начали исполняться слова Иоанна об уменьшении его роли, и, соответственно, увеличении роли Христа: «И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ… Ему должно расти, а мне умаляться». (Иоанна 3:26,27,30) Это означало, что, бывшие ученики Иоанна, а теперь уже – ученики Иисуса, также продолжали практиковать крещение покаяния. Но с одной принципиальной разницей. Иоанн Креститель не знал заранее имени Мужа, о котором свидетельствовал: «но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете». (Иоанна 1:26)  

От грехов человека может очистить только вера в Спасителя нашего Иисуса Христа. Как и засвидетельствовали апостолы Пётр и Иоанн: «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деяния 4:12) А так как Иоанну, до прихода к нему Христа, это имя, которым всем надлежало спастись, было неизвестно, то и крещение его не очищало людей от грехов, а, скорее, носило подготовительный характер.

Совсем другое дело, когда начали крестить ученики Иисуса. Рассмотрим следующее место Писания: «Когда же узнал Иисус о [дошедшем до] фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, - хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, - то оставил Иудею и пошел опять в Галилею». (Иоанна 4:1-3) Отсюда видно, что уже в то время Иисус приобретал учеников через крещение в воде. А это значит, что ученики Иисуса крестили теперь новых Его учеников уже во имя пришедшего своего Учителя. Так взяло своё начало водное крещение покаяния во имя Иисуса Христа, для прощения грехов. Иисус еще, будучи с учениками на земле, подтвердил, что они уже были очищены от греха: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». (Иоанна 15:3)   

Иудеи и иудейские прозелиты, до того как услышали благую весть, уже были научены из Писаний о Боге, им было нужно только уверовать в Его Сына и запечатлеть эту веру водным крещением во имя Иисуса (Деяния 8:26-38). А крещение во имя Христа /в случае уже посвящённых Богу иудеев и прозелитов/ подразумевало в себе и крещение во имя Отца. Ибо Отец и Сын всегда пребывают в единстве: «Я в Отце и Отец во Мне». (Иоанна 14:10). И, поэтому, невозможно было, проявляя веру и крестясь во имя Иисуса, не признавать при этом и имя Бога Отца. Как об этом и говорил Иоанн Креститель: «Принявший Его /Христа/ свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен». (Иоанна 3:33)  

Разумеется, в более позднее время, когда уже стали крестить не обученных в иудаизме язычников, крещение во имя Отца и во имя Иисуса Христа обязательно проговаривались отдельно друг от друга. Так как крестящийся из язычников, обучался и вере в Бога, и вере в Его Сына – одновременно. И должен был иметь ясное понимание о том, кто такой Бог Отец, а кто – Сын, во имя которых он и принимает крещение. Посылая апостолов крестить именно языческие народы, Христос заповедал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына…»  (Матфея 28:19) 

Б). Крещение Святым Духом.

Однако водное крещение для очищения грехов во имя Отца и Сына – это только одна составная часть крещения в целом. Вторая часть – это то, о чём говорил Иоанн: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым». (Матфея 3:11)

А также Христос: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины». (Иоанна 14:16) «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». (Деяния 1:5)

Об этом же писал Ириней: «Ибо Отец носит творение и вместе и Слово Свое, а Слово, носимое Отцом, дает Дух всем (существам), как Отец хочет, некоторым по сотворению, другим по усыновлению – рождение от Бога».  (Против Ересей, книга 5, глава XVIII, п.2)    

Одно только водное крещение – было бы неполным и недостаточным. Так как за ним должно следовать крещение Святым Духом, без которого также не возможно, по словам Иисуса Христа, войти в Царство Бога: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Иоанна 3:5)

«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо: 1) Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. 2) Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». (Деяния 8: 14-17)

 

Как мы видим, изначально крещение происходило в два этапа: 1) водное крещение во имя Христа и 2) крещение Святым Духом – а) по прямому действию Христа, или б) после возложения рук апостолов или в) учеников, получивших от апостолов этот дар:

«Петр же сказал им: покайтесь, и 1) да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и 2) получите дар Святого Духа». (Деяния 2:38)

«Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, 1) они крестились во имя Господа Иисуса, и, 2) когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой».  (Деяния 19:3-6)

Эти два этапа крещения, могли следовать сразу один за другим, или через какое-то время один после другого. А в некоторых случаях даже в обратном порядке. Поэтому, даже если первым, по непосредственному действию Христа, следовало крещение Святым Духом, то апостол Пётр, и, в другом случае, ученик Анания, всё равно велели после этого креститься в воде во имя Иисуса Христа:

«Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа». (Деяния 10:47,48)

«Анания пошел и вошел в дом и,

1) возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы: ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и,

2) встав, крестился». (Деяния 9:17,18) «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса». (Деяния 22:16)

Даром передачи Духа через возложение рук обладали апостолы. А также, и их ближайшие ученики. (1Тимофею 5:22; Евреям 6:2) Но к середине 2 века, когда уже не было в живых апостолов и их ближайших учеников, имевших этот дар, Иустин описывает крещение, проводимое одним этапом, не упоминая возложения рук для передачи Духа Святого:

«Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: " если не родитесь снова, то не войдете в царство небесное".

 И мы получали от апостолов следующее основание для такого действия. Так как мы не знаем первого своего рождения и по необходимости родились из влажного семени через взаимное совокупление родителей и выросли в худых нравах и дурном образе жизни: то, чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания, и чтобы получить нам отпущение прежних грехов - в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведет приемлющего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизреченного Бога. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, который через пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый». (Иустин 1 Апология, 61)

Рассмотрим также, что пишет о крещении Ириней:

«Прежде всего, она (вера) научает нас вспоминать, что, 1) мы получили крещение во оставление грехов во имя Бога Отца и  во имя Иисуса Христа, воплотившегося и умершего и воскресшего Сына Божия, и 2) в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни и возрождения в Бога, чтобы мы были чадами не умерших людей, но вечного и неизменного Бога. (Доказательство апостольской проповеди, 3)

«И опять, давая ученикам власть возрождать в Бога, Он говорил им: "Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". (Матфея 28:19)

Его (Бог) через пророков обещал излить в последние времена на рабов и рабынь, чтобы они пророчествовали; поэтому Он сошел и на Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим. Обвыкая вместе с Ним обитать в роде человеческом и почивать на людях и жить в создании Божием, делая в них волю Отца и обновляя их от ветхости в обновление Христово. 

Сего Духа просил Давид для рода человеческого, говоря: "и Духом владычным утверди меня". (Псалом 50:12) Он и сошел, как говорит Лука, по вознесении Господа на учеников в день Пятидесятницы, имея власть допустить все народы к двери жизни и к откровению Нового Завета. Почему они согласно на всех языках и славили Бога, так как Дух приводил к единству разделенные племена и приносил Отцу начатки всех народов. Поэтому и Господь обещал послать Утешителя, Который бы соединил нас с Богом. Ибо, как из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб без влаги, так и мы, как многое, не могли сделаться едино во Христе Иисусе без воды с неба. И как сухая земля не приносит плода, если не получит влаги, так мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше. Ибо тела наши получили единство (между собою) посредством бани, ведущей к нетлению, а души — через Духа. Поэтому то и другое необходимо, так как то и другое способствуют к жизни Божией. Ибо Господь наш, милосердствуя к той самарянке блуднице, — которая не осталась с одним мужем, но блудодействовала во многих браках, — показал ей и обещал воду живую, чтобы более не жаждала и не трудилась для приобретения освежающей воды, имея в себе самой питие, льющееся в жизнь вечную. И Господь получив этот дар от Отца и Сам даровал его тем, которые становятся Его причастниками, посылая на всю землю Святого Духа.

Гедеон — тот израильтянин, которого Бог избрал для избавления израильского народа от власти иноплеменников, — провидя этот милостивый дар, изменил свою просьбу, пророчествуя, что будет сухость на овечьем руне, на котором только сперва была роса — а руно было образом народа, — т. е. что они не будут уже иметь Святого Духа от Бога. А на всей земле будет роса, т. е. Дух Божий, сошедший на Господа. Этого Духа, опять, Он даровал Церкви, посылая на всю землю Утешителя с небес, откуда и дьявол, по словам Господа, низринулся как молния. Посему, как необходима роса Божия, дабы нам не сжечься и не сделаться бесплодными, и где имеем обвинителя, там иметь нам и Утешителя. Так как Господь поручает Духу Святому Своего человека, попавшегося разбойникам, над которым Он сжалился и обвязал его раны, давая два царских динария, так чтобы мы, получая через Духа образ и написание Отца и Сына, с пользою употребили вверенный нам динарий, причисляя прибыль его Господу. (Против Ересей, книга 3, глава XVII, п.1-3)     

Кстати, потому и получили ученики Иисуса название «христиане», что они помазываются Духом Святым: «Ибо в имени Христа подразумевается помазавший и помазанный и самое помазание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание, как через Исаию говорит Слово: "Дух Божий на Мне, потому что Он помазал Меня" (Исаия 65:1), обозначая и помазывающего Отца, и помазанного Сына, и помазание, которое есть Дух». (Против Ересей, книга 3, глава XVIII, п.3)     

 

Итак, подведём итог того, что мы обсуждали о крещении словами Иринея: «И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения, посредством Своего Сына, через Святого Духа». (Доказательство апостольской проповеди, 7)

P.S. Отзывы о книге можно присылать автору по адресу nestrigayura@yandex.ru

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.