• Правила
  • Контакты
» » Юрий Нестрига: Исследование учения апостольской церкви. Часть 6
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 18-12-2016, 22:57
Категория: Статьи

Глава 6. Рождение свыше.

                                                               Он смешивает и соединяет Духа Бога Отца 

                                                                 с творением Божиим, чтобы человек был 

                                                                        по образу и по подобию Бога.                                                                                                           

                                                                                   Ириней Лионский

                                                               (Доказательство апостольской проповеди, 97)         

 

А). Залог Святого Духа.

Как написано выше в эпиграфе, Дух Бога, соединяясь с человеком, приготавливает его по образу и подобию Бога. Это приготовление можно разделить на два этапа: 1) залог Духа, который даётся человеку в настоящей жизни, и 2) вся полнота Духа, которая сделает человека способным к участию в славе Божьей, после его воскресения. О первом этапе мы будем говорить в этой части главы, а о втором – в следующей части. Апостол Павел несколько раз в своих посланиях упоминает о залоге Святого Духа: Ефесянам 1:13; 2 Коринфянам 1:22; 5:5;  2 Тимофею 1:12,14. Но что представляет собой залог Духа? Кому и для чего он даётся? Как его не потерять и сохранить? Обсудим ниже эти вопросы.

«Ныне же мы получаем некоторую часть Его Духа для нашего усовершенствования и приготовления к нетлению, мало-помалу приучаясь принимать и носить Бога. Это апостол и назвал залогом, т.е. частью обещанной нам Богом славы, когда в послании к Ефесянам говорит: "в Нём и вы, услышав слово истины, Евангелие вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог наследия нашего". Сей залог, живя в нас, делает нас духовными, и смертное поглощает бессмертием; ибо "вы — говорит не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас". А это бывает не через потерю плоти, но через общение с Духом. Ибо те, кому он писал, были не без плоти, но они получили Духа Божия, "которым взываем: авва Отче". (Против Ересей, книга 5, глава VIII, п.1)         

Итак, если Бог даёт людям залог Святого Духа, то дело человека достойно принять и сохранить в себе этот залог. Каким образом достигается это?

Во-первых, запечатление Святым Духом происходит от: 1) слышания истины и 2) веры во Христа соответственно этой истине. Знание истины и вера в неё является обязательным условием для получения Святого Духа. Как пишет апостол Павел: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». (Ефесянам 1:13)

Но только услышать истину – недостаточно, её также необходимо уразуметь, и в этом могут помочь вера и старание. Как утверждает это Ириней, ссылаясь на наставления пресвитеров, которые были учениками апостолов: «Разумение проистекает от веры, ибо "если не веруете", - говорит Исаия, - "то не уразумеете"; а веру доставляет истина, ибо вера созидается на том, что истинно существует, дабы мы веровали в сущее, как оно есть; веруя же в сущее, как оно всегда есть, мы твердо сохраняем свою уверенность в нем. А так как вера - постоянная хранительница нашего спасения, то необходимо и достойно прилагать к ней много попечения, чтобы достигнуть истинного уразумения сущего. Именно вера производит в нас это, как передали нам пресвитеры, ученики апостолов». (Доказательство апостольской проповеди, 3)         

Во-вторых, необходимо добровольное повиновение Богу. Потому что, добровольно повинующиеся Богу принимают на себя Его художество, которое есть действие Святого Духа и, которое приводит их к совершенству.

 

«Как же будет богом, кто еще не сделался человеком? Как будет совершенным только что произведенный? Как бессмертным, кто в смертной природе своей не послушался Творца? Ибо надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом участвовать в славе Божией. Не ты творишь Бога, но тебя творит Бог. Посему, если ты творение Божие, то жди руки твоего Художника, все делающего в надлежащее время, в надлежащее именно относительно тебя, предмета Его творения. Прообраз, который дал тебе Художник, имеет в себе влажность, чтобы огрубевши тебе не утратить следов перстов Его. Соблюдая свой состав, ты достигнешь совершенства, ибо художество Божие скроет глину в тебе. Его рука образовала твое существо; она обложит тебя изнутри и снаружи чистым золотом и серебром и так украсит тебя, что Сам "Царь возжелает красоты твоей". Если же ты, тотчас загрубев, отвергаешь Его искусство и оказываешься неблагодарным к Нему за то, что ты создан человеком, то через свою неблагодарность ты зараз лишаешься и Его искусства и жизни твоей. Ибо творить свойственно благости Божией, а быть тварью есть свойство человеческой природы. Посему, если ты отдашь Ему твое, т.е. веру в Него и повиновението примешь Его искусство и будешь совершенное дело Божие

Если же ты не будешь веровать в Него и убежишь от руки Его, то причина несовершенства будет в тебе неповиновавшемся, а не в Том, Кто призвал тебя. Ибо Он послал (слуг) звать на брачный пир, но те, которые не послушались, сами себя лишили царской трапезы. Итак, не искусство Божие недостаточно,— ибо Он может из камней воздвигнуть чад Авраама,— но тот, кто не покоряется Ему, сам есть причина своего несовершенства. Не свет оскудевает для тех, кто сами себя ослепили, но тогда как он остается, каков есть, сами они, ослепшие по своей вине, находятся во мраке: потому что свет никого не порабощает насильно, и Бог не принуждает, если кто не хочет принять на себя Его художество. Посему, отступившие от Отчего света и преступившие закон свободы по собственной вине отступили, так как они созданы свободными и самовластными».  (Против Ересей, книга 4, глава XXXIX, п.2,3)      

 

И, в-третьих, нужно делать дела праведности: «Он показал, что мы после призвания должны украшаться делами правды, чтобы почил на нас Дух Божий и это есть брачная одежда, о которой и апостол говорит: "мы не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было бессмертием". Званные к вечере Божией и за свое худое поведение не получившие Святого Духа, "будут — сказал Он — брошены во тьму внешнюю", ясно показывал, что Тот же Самый Царь, Бог который отовсюду созвал верных на брачный пир Своего Сына и даровал им бессмертную трапезу, повелит послать в тьму внешнюю не имеющего брачной одежды. Ибо, как в первом Завете "не о многих из них благоволил" (Бог), так и здесь "много званных, мало же избранных"». (Против Ересей, книга 4, глава XXXVI, п.6)        

Именно такие люди, способные получить и сохранить в себе залог Святого Духа, и получают усыновление и обетование будущего наследства, как пишет апостол Павел: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». (Галатам 4:6,7) Первым кто получил рождение свыше, силою Духа Святого, был Иисус Христос, чтобы верующие в Него ученики также могли получить эту возможность. Апостол Иоанн писал о «рождении свыше», что сыновьями Бога становятся люди, «которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». (Иоанна 1:12,13)

Теперь о дальнейших подробностях, поясняющих суть рождения свыше:

«Безрассудны эвиониты, которые не принимают в свою душу верою соединения Бога и человека, но пребывают в старой закваске (плотского) рождения. И не хотят уразуметь, что Дух Святый сошел на Марию, и сила Всевышнего осенила ее, почему и рожденное есть свято и Сын Вышнего Бога Отца всего, произведшего воплощение Его и показавшего новое рождение, дабы как чрез прежнее рождение мы наследовали смерть, так чрез это рождение наследовали жизнь.   

Итак, они отвергают соединение небесного вина и допускают только воду мирскую, не принимая Бога в соединение с собою, а пребывая в Адаме, побежденном и изгнанном из рая. Ибо не понимают, что:

1) как в начале создания нашего в Адаме дыхание жизни от Бога, соединившись с созданием, одушевило человека и показало его разумным существом.

2) так в конце Слово Отца и Дух Божий, соединившись с  древним существом Адамова создания, сделали человека живым и совершенным, вмещающим совершенного Отца.

Чтобы, как в душевном (Адаме) все мы умерли, так в духовном все оживились. Ибо Адам вначале не избежал рук Божиих, к которым Отец говорил: «сотворим человека по образу и подобию нашему». Посему, и в конце руки Его ни от хотения плоти, ни от хотения мужеского, но по воле Отца сделали человека живым, чтобы Адам стал по образу и подобию Бога». (Против Ересей, книга 5, глава I, п.3)         

Ещё о том же: «К ним говорит Слово, упоминая о своем даре милости: "Я сказал: вы все боги и сыны Вышнего; но вы умрете, как человеки". Это, без сомнения, говорит Он к тем, которые не принимают дара усыновления, но бесчестят воплощение чистого рождения Слова Божия и устраняют человека от восхождения к Богу и становятся неблагодарными к воплотившемуся за них Слову Божию. Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы (человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим. Ибо мы никак не могли бы получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и бессмертием. Но как мы могли бы соединиться с нетлением и бессмертием, если бы наперед нетление и бессмертие не сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное бессмертием, дабы мы получили усыновление?» (Против Ересей, книга 3, глава XIX, п.1)            

 

И ещё: «Итак если ныне, имея залог, взываем: авва Отче, то что будет, когда воскресши увидим Его лицом к лицу, когда все члены в избытке радости вознесут песнь прославляя Того, Кто воскресил их из мертвых и даровал вечную жизнь? Ибо, если залог, собирая человека в самого себя, уже производит то, что он взывает: авва Отче, — что сделает полная благодать Духа, которая дается людям от Бога? Она сделает нас подобными Ему и совершит волю Отца, ибо сделает человека по образу и подобию Божию.

И тех, которые: 1) имеют залог Духа и 2) не служат похотям плотским. 3) но покоряются Богу, и 4) во всем поступают разумно, апостол справедливо называет духовными, потому что Дух Божий живет в них. Но духовные люди не будут духами бестелесными; а существо наше, т.е. соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет духовного человека». (Против Ересей, книга 5, глава VIII, п.1,2)   

                                                                               Воскресивший Христа из мертвых 

                                                                               оживит и ваши смертные тела 

                                                                               Духом Своим, живущим в вас.

                                                                                            Апостол Павел

                                                                                           (Римлянам 8:11)     

Б). Оживление плоти Духом.

Существует учение, что Бог оживляет Духом Святым тела христиан только в настоящей жизни, а воскресают они уже не в плоти, а в неких «духовных» телах, пригодных для жизни на небе. Потому что плоть пригодна только для жизни на земле, а для жизни на небе необходимо иметь «духовное» тело. Но так ли это на самом деле? Действительно ли этому учил апостол Павел, говоря, что «плоть и кровь не наследуют Царства Божия»? Действительно ли такое учение существовало в ранней церкви? В чём разница между «плотским», «душевным» и «духовным» телом? Обсудим эти вопросы в настоящей главе.   

И начнём обсуждение с приведенного выше текста Римлянам 8:11. Примечательно, что здесь глагол, переведенный выражением «оживит» /2227 zДopoi®seiбудет оживлять/ в оригинальном тексте употребляется в будущем, а не в настоящем времени. Далее, в этой же главе немного ниже, апостол Павел объясняет подробнее, что, хотя христиане и имеют «начаток Духа» уже в настоящей жизни, но полного усыновления и «искупления тела» ожидают только в будущем: «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде». (Римлянам 8:21-24)

А вот как объясняет Ириней рассматриваемый нами текст из послания Римлянам:

«Посему как Христос воскрес в существе плоти и показал ученикам следы гвоздей и прободение бока, что служит признаками плоти воскресшей из мертвых, так "и нас воскресит силою Своею". И еще (в послании) к Римлянам говорит: "если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет /в настоящее время/ в вас: то Воскресивший Христа из мертвых оживит /в будущем  времени/ и ваши смертные тела". Что же такое тела смертные?

А). Души ли? Но души бестелесны в сравнении со смертными телами. Ибо "Бог вдунул в лице человека дыхание жизни, и сделался человек живою душою", а дыхание жизни бестелесно.  

Б). С другой стороны не могут и дух назвать смертным телом. Что же остается называть смертным телом, как не создание, т.е. плоть, о которой и идет речь, что ее оживотворит Бог? Ибо она умирает и разрушается, а не душа и не дух. Умирать значит терять жизненную силу и потом сделаться бездыханным, безжизненным и неподвижным и разлагаться на (составные части), из которых что-либо получило начало своего бытия. А этого не бывает ни с душою, ибо она есть дыхание жизни, ни с духом, ибо дух несложен, прост, не может разлагаться и сам есть жизнь для получающих его.

В). Отсюда выходит, что смерть относится к плоти, которая по нисшествии из нее души, делается без дыхания и жизни и обращается в землю, из которой взята. Итак, она смертна, и о ней (апостол) говорит: "оживит и ваши смертные тела". Посему о ней говорит и в первом (послании) к Коринфянам: "Так и воскресение мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении". Ибо поясняет: "то, что сеешь /плоть/, не оживет, если не умрет".

Что же подобно пшеничному зерну сеется и истлевает в земле, как не тела, погребаемые в земле, куда и семена бросаются? Посему (апостол) и сказал: "сеется в уничижении, восстает в славе". А что уничиженнее плоти умершей? И что опять славнее ее, когда она восстает и получает нетление? "Сеется в немощи, восстает в силе", в немощи своей, потому что, будучи земля, в землю отходит, в силе же Божией, воскрешающей ее из мертвых. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное": (сими словами) он, несомненно, показывает, что речь у него не о душе и не о духе, но об умерших телах.

Это тела душевные, т.е. причастные души, потерявши которую они умирают; а потом, восставши через Дух, делаются они телами духовными, потому что через Дух имеют всегда пребывающую жизнь». (Против Ересей, книга 5, глава VII, п.1,2)       

Мы уже упоминали в 1 главе одного из еретиков – Валентина, исповедовавшего идею, что «духовные» тела не имеют никакого отношения к плоти. Но он далеко не единственный, кто отстаивал подобные идеи. Вот что пишет по этому поводу Ириней: «Человек есть соединение души и плоти: он создан по подобию Божию и, образован Его рукамит.е. через Сына и Духа Святогокоторым и сказал (Бог): "сотворим человека". Таково намерение завидующего нашей жизни, чтобы сделать людей неверующими в свое спасение и хульниками против Создателя Бога. Ибо всё, что ни сказали все еретики с величайшею важностью, в конце концов, сводится к тому, что они хулят Создателя и отвергают спасение создания Божия, которое, между прочим, есть плоть, ради которой, как я многообразно показал, Сын Божий совершил все домостроительство».  (Против Ересей, книга 4, предисловие, п.4)

 

В противоположность всем этим еретикам, апостольская церковь учила, что в немощи человеческой плоти открывается сила Божия, дарующая телу воскресение и бессмертие:

«Тот, Кто вначале не существовавшего (человека) привел в бытие, когда хотел, тем более может по Своей воле опять возвратить уже существовавших в жизнь, Им даруемую. А плоть будет способна принять и вместить силу Божию, когда она вначале приняла на себя художество Божие.

Итак, плоть не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией. Но если сила Его, доставляющая жизнь, совершается в немощи, т.е. в плоти, то утверждающие, что плоть не способна принять даруемую Богом жизнь, пусть скажут нам, говорят ли это они, как живущие ныне и участвующие в жизни, или, как совершенно не имеющие жизни. Это похоже на то, как если бы кто, держа губку с водою или светильник с огнем, говорил, что губка не может быть причастна воде, или светильник — огню.

Таким же образом и они, называя себя живыми и имеющими жизнь в членах, потом в противность себе самим говорят, что члены их не причастны жизни. Если же временная жизнь, которая гораздо немощнее той вечной жизни, однако может оживлять наши смертные члены, то почему более сильная вечная жизнь, не оживотворяет плоти, уже знакомой с жизнью и привыкшей к ней? Итак, когда Господь силён оживить Свое создание и плоть способна оживотвориться, то, что же препятствует ей участвовать в нетлении, которое есть блаженная и нескончаемая жизнь, даруемая Богом?» (Против Ересей, книга 5, глава III, п.2,3)         

Послушаем теперь более подробное разъяснение о различии между жизнью в душевном теле и жизнью в духовном теле:

«Ибо плоть, как способна к тлению, так и к нетлению, и как (способна) к смерти, так и к жизни. Они взаимно сменяются, и то и другое не пребывают вместе, но одно вытесняется другим. Поэтому если смерть, овладев человеком, удалила от него жизнь и сделала его мертвым, — тем более жизнь, овладевая человеком, изгоняет смерть и восставит человека живым Богу. Прежняя жизнь изгнана потому, что была дана не через Дух, а через дыхание.  

Иное дыхание жизни /душа/, делающее человека душевным, иное Дух животворящий, который делает его духовным. Дыхание, несколько увеличиваясь и пребывая некоторое время, потом уходит, оставляя то, в чем прежде было, бездыханным. Дух же, окружая человека внутри и вне, всегда, пребывает и никогда не оставляет его. "Но не духовное прежде — говорит апостол — но душевное, потом духовное".

Ибо надлежало человеку:

1) прежде быть созданным /в плоти/ и

2) созданному получить душу,

3) потом же принять общение Духа.

Посему и "первый Адам стал живою душою,  второй Адам (есть) Дух животворящий". И так, как сотворенный живою душою, обратившись к худшему, потерял жизнь; так тот же самый, возвращаясь к лучшему и получая животворящего Духа, найдет жизнь.

Ибо не иное то, что умирает, и не иное то, что оживает. Что же умирало? Существо плоти, которое теряло дыхание жизни и делалось бездыханным и мертвым. Господь и пришел ее оживотворить, чтобы как в Адаме все умираем, потому что душевны, так во Христе мы жили, потому что духовны, отлагая не создание Божие /плоть/, но похоти плотские, и получая Святого Духа.

Как говорит апостол в послании Колоссянам: "итак умертвите земные члены ваши", что же такое, он сам объяснил: "блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение". Он опять говорит в том же послании: "совлекшись ветхого человека с делами его". Это, говоря, он не отвергает древнего создания; иначе нам следовало бы разлучаться с этой жизнью через самоубийство».  (Против Ересей, книга 5, глава XII, п.1-3)          

 

Специально для тех, кто любит использовать аргумент: «ну, ничего не поделаешь, мы же люди несовершенные», развеем миф о том, что люди обречены на несовершенство в своей настоящей жизни. Даже смотря на то, что духовное тело будет дано человеку, только после воскресения, благодаря действию Духа Божьего, человек в определённом смысле может становиться совершенным и «духовным» ещё при настоящей жизни.

Этому прямо учил Иисус: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Матфея 5:48)  «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино». (Иоанна 17:23)

И брат Иисуса Иаков: «чтобы вы были совершенны во всей полноте». (Иакова 1:4)

 

А также о совершенных и духовных людях много писал апостол Павел:

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными». (1 Коринфянам 2:6)

«о сем-то и молимся, о вашем совершенстве». (2 Коринфянам 13:9)

«Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить». (Филиппийцам 3:15)

«представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». (Колоссянам 1:28)

 «чтобы вы пребыли, совершенны и исполнены всем, что угодно Богу». (Колоссянам 4:12)

«да будет совершен Божий человек». (2 Тимофею 3:17)

«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном». (Римлянам 8:5)

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия… потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит обо всем». (1 Коринфянам 2:14,15)

«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными». (1 Коринфянам 3:1)

«Если кто почитает себя… духовным, тот да разумеет». (1 Коринфянам 14:37)

«вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости». (Галатам 6:1)

Об этом же более подробно пишет Ириней: «Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души. Бог прославится в Своем создании, делая его сообразным и подобным Своему Отроку. Ибо руками Отца, т.е. через Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию.

Совершенный человек есть: 1) соединение и союз души, 2) получающей Духа Отца, 3) с плотью, которая создана по образу Божьему. Посему и Апостол говорит: "мы говорим премудрость между совершенными", называя совершенными тех, которые получили Духа Божия и через Духа Божия говорят всеми языками, как и он, говорил. 

Подобным образом и мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и через Духа говорили разными языками. И для общей пользы выводили наружу сокровенные (тайны) людей и изъясняли таинства Божии. Таковых Апостол называет также "духовными", и они духовны: 1) по причастию Духа, 2) а не по унижению и устранению плоти и 3) не потому, что стали только одним (духом). 

Ибо, если кто уничтожит существо плоти, т.е. создания, и будет разуметь только один дух,— таковое существо не будет уже человек духовный, но дух человека, или Дух Божий.

Когда же: 1) дух сей, 2) соединенный с душою, 3) соединяется с созданием, то человек делается, по причине излияния Духа, духовным и совершенным, и это есть (человек), сотворенный по образу и подобию Божьему.

Если же не будет в душе Духа, таковой по истине есть (человек) душевный и оставшись плотским будет несовершенный: он 1) имеет образ (Божий) в создании, 2) но подобия не получает через Духа, и 3) потому он несовершенен.

Таким же образом, если кто отнимет образ и отвергнет создание, то уже не может разуметь здесь человека, но или какую-нибудь часть человека, или что-либо другое, кроме человека. Ибо:

1) и плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека;

2) ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека;

3) ни дух не есть человек, ибо он называется духом, а не человеком.

Соединение же и союз всех сих составляет совершенного человека.

И поэтому Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так говоря: "Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух /залог Святого Духа/ и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". Какую же причину имел он молить для сих трех, т.е. для души, тела и духа - целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех и об одном и том же спасении? Посему и называет совершенными тех, которые представляют Господу эти три без порока.

Итак, совершенны те, которые: имеют Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему.

Посему он называет это создание храмом Божиим: "разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Ёсли кто разорит храм Божий, того погубит Бог, ибо храм Божий свят, а сей (храм) вы», — ясно называя тело храмом, в котором живет Дух. /см. также 1 Коринфянам 6:19/ Так и Господь говорит о Себе: "разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его. А это Он говорил о теле Своем». И не только храмом, но храмом Христа (апостол) называет наши тела в следующих словах к Коринфянам: "разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы?" Это говорил он не о другом, каком либо духовном человеке, ибо этот не имеет дела с блудницею, но наше тело, т.е. плоть, пребывающую в святости и чистоте, называет членами Христовыми, когда же она имеет дело с блудницею, становится членами блудницы. Посему он и сказал: "если кто разорит храм Божий, Бог погубит его".

Итак, не есть ли величайшее богохульство говорить, что храм Божий, в котором живет Дух Отца, и члены Христовы не участвуют в спасении, но уничтожаются?». (Против Ересей, книга 5, глава VI, п.1,2)

Объяснение слов апостола Павла: «плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия»: 

«Апостол, между прочим, говорит и следующее: "что плоть и кровь не могут наследовать царства Божия". Эти слова все еретики приводят в подкрепление своего безумия и пытаются ими остановить нас и показать, что создание Божие не имеет спасения, не обращая внимания на то, что совершенный человек, как я показал, состоит из трех — плоти, души и духа. Из коих: один, т.е. дух спасает и образует; другая, т.е. плоть, спасается и образуется. А средняя между сими двумя, душа, а) когда следует духу, возвышается им, б) иногда же, угождая плоти, ниспадает в земные похоти. Итак, все не имеющие того, что спасает и образует в жизнь, естественно будут и назовутся плотью и кровьюпотому что не имеют в себе Духа Божия.   

С другой стороны, все, которые боятся Бога и веруют в пришествие Сына Его и через веру насаждают в сердцах своих Духа Божия, таковые справедливо называются людьми   духовными и живущими для Бога, потому что имеют Духа Отца, очищающего человека и возвышающего в жизнь Божию. Поелику же без Духа Божия мы не можем спастись, то апостол увещевает нас соблюдать верою и чистою жизнью Духа Божия, дабы сделавшись лишенными божественного Духа, не потерять царства небесного». (Против Ересей, книга 5, глава IX, п.1-4)    

Примеры из Писания, где Иисус Христос и апостол Павел «плотью и кровью» называют не именно плоть и кровь, а живых, одушевлённых людей:

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли /плоть и кровь сами по себе, не соединённые с душой, разговаривать не умеют, поэтому под «плотью и кровью» здесь подразумеваются живые люди/ тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».  (Матфея 16:15-17)

«Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью /плоть и кровь сами по себе, как и в предыдущем примере, советов не дают. Поэтому под «плотью и кровью» здесь подразумевается живые люди/». (Галатам 1:15,16)

Продолжение объяснения того же через пример апостола Павла с дикою маслиною:

«Чтобы мы, угождая плоти, не отвергли привития Духа, апостол говорит: "ты, дикая маслина, привился к хорошей маслине и стал сообщником сока маслины". И как привитая дикая маслина, если остается дикою, "отсекается и бросается в огонь". Если же удерживает прививку и превратится в добрую маслину, то делается плодоносною. Так и люди, если через веру сделаются лучшими и получат Духа Божия и принесут Его плоды, то будут духовными. А, если отвергнут Духа, и пребудут в прежнем состоянии, желая принадлежать более плоти, чем Духу, то весьма справедливо говорится о таковых, что "плоть и кровь не наследуют царства Божия".    

Но как привитая дикая маслина не теряет существа дерева, но изменяет качество плодов и получает другое название: так и человек верою привившийся и, приняв Духа Святого, не теряет существа плоти, но изменяет качество плодов дел и называется не плоть и кровь, а человек духовный.  

Поэтому он говорит: "смертному сему надлежит облечься в бессмертие, и тленному сему облечься в нетление". И еще говорит: "вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас". Яснее же показывает это, говоря: "тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил го мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас". И еще в послании к римлянам говорит: "ибо если живете по плоти, то умрете", — не отрицая у них жизни во плоти, ибо он сам будучи во плоти писал им, но отсекая похоти плоти, умерщвляющие человека. И поэтому прибавил: "а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все вводимые Духом Божиим суть сыны Божии"». (Против Ересей, книга 5, глава X, п.1,2)     

 

Продолжение объяснения того же через высказывания апостола Павла о делах плотских и духовных людей:

«(Апостол) предвидя клевету неверующих, перечислил и дела, называемые им плотскими. И сам себя, поясняя, в послании к галатам говорит так: "дела плоти, /т.е. плотских людей/ известны,— они суть: прелюбодеяние, блуд…и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде говорил, что поступающие так царства Божия не наследуют", и сим яснее показывает слушателям смысл слов: "плоть и кровь не могут наследовать царства Божия".

И потом он присовокупил духовные дела, оживляющие человека, так говоря:"плод же духа: любовь…против этого нет закона". Посему, как сделавшийся лучшим и произведший плод духа всячески спасается по причине общения с Духом; так пребывший в исчисленных делах плотских справедливо почитается плотским, потому, что не принимает Духа Божия, и не может получить царства небесного.

Об этом апостол ещё свидетельствует, говоря коринфянам: "или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни…царства Божия не наследуют. И такими вы были, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". (Сими словами) он весьма ясно показывает, через что человек погибает, если будет пребывать в жизни по плоти, и через что спасается.

Перечислив так дела плоти, чуждые Духа и смертоносные, он, сообразно со сказанным выше, в конце послания кратко выразился: "как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Ибо говорю вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царства Божия". Слова его: "как мы носили образ перстного", сходны с изречением: "и таковыми вы были: но вы омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего".

Когда же мы носили образ перстного? Тогда, конечно, когда вышеупомянутые дела плоти совершались в нас. А когда (носим) образ небесного? Тогда — говорит — когда "вы омылись", веруя во имя Господа, и получили Дух Его. Омылись же мы ни по существу тела, ни по образу создания, но относительно прежней суетной жизни. Итак, в тех же самых членах, в которых мы погибали, делая (дела) тления, мы и оживотворяемся, совершая дела Духа». (Против Ересей, книга 5, глава XI, п.1,2)      

 

Продолжение объяснения того же из посланий апостола Павла:

«Суетны и поистине несчастны те, которые не хотят видеть столь ясное и очевидное, но бегают света истины. Так и еретики (относительно слов): "плоть и кровь не могут наследовать царства Божия", взяв два слова у Павла, они не уразумели мысли апостола и не исследовали силы изречений, а просто ухватились за эти изречения и умирают на них, извращая, сколько им возможно, все домостроительство Божие. 

Говоря, что это сказано собственно о плоти, а не о делах плотских, как я доказал, они (еретики) представляют апостола противоречащим самому себе. Ибо, далее в том же послании он выразительно говорит о плоти так: "ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою". Эти слова будут справедливы (только) тогда, когда сия смертная и тленная плоть, подверженная смерти, восстанет в жизнь и облечется в нетление и бессмертие.

И еще Филиппийцам он говорит: "наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей". Какое же это "уничиженное тело", которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей? Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая в землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она смертная и тленная сделается бессмертною и нетленною. Не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление.

И поэтому во втором послании к Коринфянам он говорит: "чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа",— весьма ясно говоря это о плоти, ибо ни душа не смертна, ни дух. Поглощено же будет смертное жизнью, когда плоть, уже не мертвая, а живая пребудет нетленною, воспевая славу Богу, создавшему нас на сие самое.   

А что он говорит это не о другом, каком либо теле, но о теле плоти, об этом ясно,  говорит Коринфянам: "всегда носим мертвость Иисуса в теле нашем, чтобы и жизнь Иисуса Христа открылась в теле нашем. Ибо мы живые предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса открылась в смертной плоти нашей".

Итак, во всех этих изречениях, или они должны, как я уже сказал, представлять апостола противоречащим самому себе относительно слов: "плоть и кровь не могут наследовать царства Божия", — или принуждены будут опять придумывать злонамеренные и натянутые объяснения всех изречений, ведущие к превращению и изменению смысла его слов. Что же здравого могут сказать, если попытаются иначе истолковать то, что он пишет: "тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие"; и: "чтобы жизнь Иисуса открылась в смертной плоти нашей", и все прочие (слова), в которых апостол ясно и очевидно проповедует воскресение и нетление плоти? Итак, они, не желая хорошо уразуметь одного, принуждены будут неправильно толковать и эти столь многие (изречения)». (Против Ересей, книга 5, глава XIII, п.2-5)       

Итак, 1) человек должен родиться в этот мир «душою живою»; 2) затем «родиться свыше», получив залог Святого Духа и сохранить в себе этот залог Духа до самой смерти; 3) затем, воскреснув в своей же плоти, получить благодаря Духу Божьему преображение этой плоти в духовное тело. Таков порядок, предусмотренный Богом для спасения человека. Что же касается вопросов связанных с вечной жизнью человека на земле или на небе, мы их будем рассматривать в дальнейших главах, где будем говорить: о церкви Христа, о воскресении праведных, о тысячелетнем Царстве, о всеобщем Суде, и о новом творении.   

P.S. Отзывы о книге можно присылать автору по адресу nestrigayura@yandex.ru

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.