• Правила
  • Контакты
» » Исследование учения апостольской церкви. часть 11.
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 14-04-2017, 20:22
Категория: Статьи
Автор: Юрий

Глава 11. Новое небо и новая земля.

                                                                                                Нельзя открывать больше того, 

                                                                                              что открыто Богом; а то, что 

                                                                                              открыто Богом, есть всё.

                                                                                                              Тертуллиан

                                                                                                           (О душе, гл.2:7)

А). Небесный Иерусалим.

До этого момента мы рассматривали вопросы, так или иначе связанные с временным миром, или временным творением, которое создал Бог. Но всё временное, когда-нибудь приходит к завершению. В этой главе мы рассмотрим события, связанные с окончанием временного мира, и с переходом человека к вечному бытию со своим Создателем.

И вот что об этом пишет Ириней: «Итак один и тот же Бог, который сгибает небо, как книгу, и обновляет лице земли, который создал временные вещи для человека, чтобы, созревая среди них, производил плод бессмертия, и который по Своей благости приводит вечные блага, чтобы "явить грядущим векам несказанное богатство благости Своей"». (Против Ересей, книга 4, глава V, п.1)  

И далее он поясняет это подробнее: «Подобным образом и апостол в послании к галатам говорит: "а вышний Иерусалим свободен; он матерь всем нам" и это он говорит об Иерусалиме, написанном на руках Божиих. И этот самый Иерусалим Иоанн в Откровении видел сходящим на землю новую: "И я увидел святой город, Иерусалим новый, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа. И услышал я громкий голос с престола, говорящий: вот скиния Божия с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет и Богом их. И Он отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет более, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее миновало". (Откровение 21:2-4)

Это же сказано апостолом в словах: "проходить образ мира сего". (1 Коринфянам 7:31)

Подобно и Господь говорит: "земля и небо пройдут". (Матфея 5:18)

С минованием сих, по словам ученика Господня Иоанна, сойдет на землю новый горний Иерусалим, как невеста, украшенная для своего мужа, и это есть скиния Божия, в которой Бог будет обитать с людьми.

Сего Иерусалима образ — Иерусалим на прежней /тысячелетней/ земле, в котором праведные предварительно готовятся к нетлению  и приготовляются к спасению.

И сей скинии образ получил Моисей на горе, и ни что не может быть принято за аллегорию, все верно,  истинно и существенно, быв создано Богом для наслаждения праведных людей. Ибо, как истинно есть Бог, воскрешающий человека, так же истинно человек воскресает из мертвых. И так же истинно будет приготовляться к нетлению, и будет возрастать и укрепляться во времена царства, чтобы был способным к принятию славы Отчей. Потом, когда все обновится, он истинно будет обитать в городе Божием». (Против Ересей, книга 5, глава XXXV, п.2)   

Как поясняет Ириней, в тысячелетнем Царстве также будет город Иерусалим, который является образом небесного Иерусалима. И там праведные будут возрастать и укрепляться, чтобы стать способными к принятию славы Бога Отца. И когда откроется небесный Иерусалим, они будут обитать в этом городе. 

Ещё Авраам ожидал небесного города: «ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». (Евреям 11:10-16) И поэтому, после наследства обетованной земли в тысячелетнем Царстве, Авраама и с ним Церковь, ждёт ещё одно, вечное наследство в небесном городе Иерусалиме.

Обратим внимание на то, что этот небесный город Иерусалим, назван в Откровении также скинией: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними».

Ириней утверждает, что образ именно этой небесной скинии и получил Моисей. В той образной скинии служение совершали священники. Также и в этой небесной скинии будут обитать подготовленные в тысячелетнем Царстве к священническому служению праведники. Так как все праведники имеют священническое достоинство:

«Закон не запрещал в день субботний голодным принимать пищу из того, что есть под руками, но запрещал жать и собирать в житницу. И потому Господь тем, которые упрекали учеников Его, сказал: "разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал, как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения и дал бывшим с ним, а их никому не должно было есть, кроме одних священников?" Оправдывая учеников словами Закона и показывая, что священникам можно действовать свободно. Давид же был назначен у Бога священником, хотя и гнал его Саул. Ибо все праведники имеют священнический чин. И все Апостолы Господни суть священники».  (Против Ересей, книга 4, глава VIII, п.3)

Праведники благодаря послушанию Богу перенимают на себя благословение, прежде обещанное иудейскому народу: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». (Исход 19:5,6)

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа». (Откровение 20: 6)

«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устройте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой». (1 Петра 2:4,5,9)

Небесный Иерусалим – это скиния Бога со спасёнными на последнем суде народами: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом /в оригинале во мн.ч.народами: 2992 laoЫ народы (во множественном числе)/».

Как к образной скинии племена израильские приходили на поклонение Богу, так и в истинной Скинии – небесном Иерусалиме, будут благословляться Богом все спасённые народы, которые будут жить на новой земле, но вне этого города. И они будут приходить в небесный город на поклонение Богу, и приносить в него честь и славу:

«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов». (Откровение 21:23-26)

«Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой. И листья дерева - для исцеления /2322 yerapeЫanрелигиозное служение, почитание, прислуга, попечение, лечение/ народов». (Откровение 22:2) Многие переводчики переводят греческое слово «фэрапИан» как «исцеление». Хотя при таком варианте перевода не понятно, кого и от чего нужно будет исцелять в небесном городе Иерусалиме, когда вечная жизнь уже вступит в свои права. И, как сказано, «ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». И, кроме того, «исцеление» - это только один из восьми возможных вариантов. Гораздо ближе по смыслу вариант перевода – «религиозное служение». Как, например, «великое множество людей из всех народов» с пальмовыми листьями в руках /5404 foЫnikewпальма, финик, пальмовые листья/, которые «пребывают перед престолом Бога» и «служат Ему день и ночь в храме Его». Тогда становится понятнее, что плоды деревьев жизни дают приходящим в город спасённым народам возможность жить вечно, а их листья употребляются во время поклонения перед престолом Бога.

Б). Увидеть Бога.

В Откровении 22:3,4 сказано, что люди смогут увидеть Бога: «престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Но возможно ли такое? Действительно ли человеку можно будет видеть Бога Отца?

Оказывается, что не только можно, но и НУЖНО! Ибо вечная жизнь для всякого человека происходит от видения Отца:

«Отец непостижим; но по любви и благоволению к людям, а также по Своему всемогуществу, Он любящим Его дарует и это, т.е. видеть Бога, что и предсказывали пророки. Ибо "невозможное у людей возможно у Бога". Человек сам по себе не видит Бога. Но Он, когда хочет, бывает видим людьми, которыми видим быть хочет, когда и как Он хочет. Ибо Бог всемогущ: тогда Он был видим пророчески через Духа, видим и теперь через Сына по усыновлению и будет видим отечески в Царстве Небесном, так как Дух приготовляет человека к Сыну Божию, а Сын приводит к Отцу. Отец же дарует нетление и жизнь вечную, которая для всякого происходит от видения Отца.

Как видящие свет находятся внутри света и причастны его сиянию, так и видящие Бога находятся в Боге и причастны Его сияния. Сияние же Его животворит их, поэтому, видящие, Бога причастны жизни. Ибо, как величие Его неисследимо, так и неизреченна Его благость, по которой Он бывает видим и дарует жизнь видящим Его. Невозможно жить без жизни; а бытие жизни происходит от общения с Богом; общение с Богом состоит в признании Бога, и наслаждении Его благостью. Итак, люди будут видеть Бога, чтобы жить, через видение Бога, сделавшись бессмертными и достигая даже до Бога.

Итак, Сын Отца, изначала сущий с Отцом, изначала открывает Его. Он и пророческие видения, и различные дарования (Духа) и Свое служение и славу Отца показывал роду человеческому последовательно и связно в надлежащее время для пользы его. Ибо, где последовательность – там постоянство, где постоянство, там и благовременность, где благовременность, там и польза. И потому Слово сделалось раздаятелем благодати Отца для пользы людей, ради которых Он сделал столь великие распоряжения, людям показывая Бога, а человека представляя Богу, и сохраняя невидимость Отца. Дабы человек не сделался презрителем Бога и всегда имел, к чему бы мог стремиться, а с другой стороны; через многие распоряжения, показывая видимо Бога людям, дабы человек не отпал совсем от Бога, и не перестал существовать. Ибо слава Божия есть живущий человек, а жизнь человека есть видение Бога. Если откровение Бога через творение доставляет жизнь всем на земле живущим, тем более откровение Отца через Слово дарует жизнь видящим Бога.   

Поелику же Дух Божий через пророков возвещал будущее, предуготовляя нас к покорности Богу, а человеку предстояло еще в будущем по благоволению Святого Духа видеть Бога, то необходимо было тем, через которых предсказывалось будущее, видеть Бога, о видении Коего они сами возвещали людям. Дабы человек наперед воспитался и предуготовился к участию в той славе, которая после откроется любящим Бога. Ибо пророки предсказывали не только словами, но и видениями и образом жизни и действиями, которые совершали, сообразно с внушениями Духа.  На этом-то основании они видели невидимого Бога, как и Исаия говорит: "я видел очами моими Царя Господа воинств",— показывая, что человек увидит очами Бога и услышит Его голос».  

(Против Ересей, книга 4, глава XX, п.5-8)     

Христос подтверждает возможность видения Бога, о которой выше говорит Ириней: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Матфея 5:8)

Апостол Иоанн также подтверждает это: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». (1-е Иоанна 3:2)

Ещё Иов говорил об этом: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я в плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов 19:25-27)

Феофил также говорит об этом: «Если ты разумеешь это, друг, и живешь чисто, свято и праведно, то можешь видеть Бога. Прежде же всего да утвердятся в сердце твоем вера и страх Божий, и тогда ты уразумеешь это. Когда отложишь смертное и облечешься в бессмертие, тогда узришь Бога, как следует. Ибо воздвигнет Бог плоть твою бессмертною вместе с душою; и тогда узришь Бессмертного».  (Феофил к Автолику 1:7)

То же утверждает и Мелитон: «Бог, Отец всего, существо безначальное и не созданное, все содержащее в Своей воле. Он создал светила, дабы твари видели друг друга, а Сам сокрылся в Своем могуществе от всех Своих тварей; ибо твари изменяющейся невозможно видеть Неизменного. Те же, которые  достигают до состояния неизменяемости, видят Бога, сколько это можно для них». (Мелитон О познании Бога)

«У Бога оказывается зараз могущество, премудрость и благость. Могущество и благость в том, что Он добровольно создал и устроил то, что еще не существовало, а мудрость в том, что создал это в стройном порядке и согласии. Некоторые же (существа), которые по Его неизмеримой благости получают приращение и пребывают, долгий период времени, отражают славу Несозданного, ибо Бог не завистно дает благо. Поскольку они сотворены, они не суть несозданные (существа); постольку же продолжают бытие в течение долгих веков, они воспринимают силу Несозданного, ибо Бог даром дает им вечное пребывание. Таким образом, Бог во всем первенствует, единый несозданный, прежде всего сущий и виновник бытия всего; все же прочее находится в подчинении Богу. Подчинение же Богу есть неразрушимое пребывание, а неразрушимость есть слава Несозданного. Таким то порядком, по таким распоряжениям и руководству сотворенный и созданный становится по образу и подобию несозданного Бога, потому что: 1) Отец хочет и повелевает, 2) Сын действует и исполняет, а 3) Дух питает и взращивает, 4) человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству, т.е приближается к Несозданному, ибо несозданный совершен, а таков есть Бог.

Человеку надлежало: 1) сперва произойти и 2) произошедши возрастать, 3) возросши возмужать, 4) возмужавши размножаться, 5) умножившись укрепляться силами,

6) укрепившись прославиться и 7) прославившись видеть своего Владыку. Ибо Бог имеет быть видим, видение же Бога производит нетление, а нетление приближает к Богу.

Ибо по Своей благости Он милостиво дал нам добро и создал нас подобными Ему — свободными людьми. По Своему провидению Он знал слабость людей и имеющие от нее произойти последствия, а по Своей любви и могуществу Он победит сущность сотворенной природы. Надлежало, чтобы: 1) прежде явилась природа, а потом 2) смертное было побеждено и поглощено бессмертием, и тленное — нетлением, и 3) человек сделался по образу и подобию Божию, получив познание добра и зла». (Против Ересей, книга 4, глава XXXVIII, п.3,4)   

А теперь о наградах, которые по учению пресвитеров, учеников апостольских в вечности получит Церковь Христа: 

«Поелику люди суть истинные (люди), то необходимо должно быть истинно и местопребывание их и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своем бытии.

Ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается,— ибо истинен и верен Устроивший его,— но "проходит образ мира сего", т.е. то, в чем совершено преступление, потому что человек обветшал в этом. И поэтому образ сей, создан временным. Когда же пройдет этот образ и: человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет небо новое и земля новая. В которых будет пребывать новый человек, всегда о новом собеседующий с Богом.

И, как говорят пресвитеры, тогда:

- удостоенные небесного пребывания перейдут туда, т.е. на небеса,

- другие будут наслаждаться утехами рая,

- иные будут владеть красотою города,

но везде будет видим Бог, как будут достойны видящие Его.

Кроме того они говорят, есть различие между обитанием тех, которые:

- принесли плод во сто крат,

- и тех, которые в шестьдесят,

- и тех, которые в тридцать крат;

Одни из них будут взяты на небо,

- другие будут жить в раю,

- третьи — обитать в городе;

и поэтому Господь сказал, что у Отца много обителей. Ибо все принадлежит Богу, который всем дает приличное обитание; как и Его Слово говорит, что все разделено Отцом сообразно с тем, как кто есть или будет достоин. И это есть стол, за которым возлягут обедать приглашенные на брачный пир.

Таково, по словам пресвитеров, учеников апостольских, распределение и распорядок спасаемых, и через такую постепенность они совершенствуются, через Духа они восходят к Сыну, а через Сына к Отцу, потому что Сын потом передаст Свое дело Отцу.

Ибо один Сын, совершивший волю Отца, и один человеческий род, в котором совершаются таинства Божии, "которые желают видеть ангелы". И не могут постигнуть премудрости Божией, посредством которой усовершается создание Его, ставшее сообразным и сотелесным с Сыном. Так что: 1) порождение Его перворожденное Слово нисходит в тварь, т.е. в создание (телесное) и объемлется им, 2) и с другой стороны тварь принимает Слово и восходит к Нему, восходя выше ангелов, 3) и делается по образу и подобию Божию».  (Против Ересей, книга 5, глава XXXVI, п.1-3)       

 

Однако следует различать «новую землю», на которую сойдёт небесный Иерусалим, и где Бог поставит Скинию, чтобы обитать там со спасёнными народами. А также «рай», который находится на небесах, и будет дан в награду праведным, как место жительства, за принесённый ими плод в служении Богу. 

Об этом рае говорит Иисус своим ученикам из Ефеса, которые во многих трудностях и терпении преданно служили своему Господу: «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». (Откровение 2:7)

Этот же рай видел апостол Павел: «Знаю человека во Христе, который четырнадцать лет назад в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». (2-е Коринфянам 12:2-4)    

Об этом же рае пишет Ириней: «Что есть на небесах духовные твари, об этом все Писание ясно возвещают, и Павел свидетельствует, что есть духовные существа, когда объявляет, что он "был восхищен до третьего неба", и еще что он был взят в рай и слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя высказать. И он прибавил: "в теле или вне тела, Бог знает" для того, чтобы тело не почиталось участвующим в этом видении, как будто бы и оно могло быть причастным тому, что он видел и слышал, и чтобы кто по причине тяжести тела не сказал, что он и не был восхищен. Но он допускается туда даже без тела видеть духовные таинства, которые суть действие Бога, сотворившего небеса и землю, создавшего человека и поставившего его в раю для того, чтобы (показать, что) это увидят те, которые подобно Апостолу достигли высокого совершенства в любви Божией. Он-то сотворил духовный мир, коего до третьего неба апостол сделался зрителем и слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя высказать, потому что они духовны, и Он Сам, как Ему угодно, дарует это достойным, ибо Его рай». (Против Ересей, книга 2, глава XXX, п.7,8)      

И в завершении нашего исследования, два высказывания Афинагора Афинянина о цели и смысле человеческой жизни:

«Мы также убеждены, что, оставив настоящую жизнь, будем жить другою жизнью, лучшею здешней, небесною, а не земною, — ибо будем пребывать у Бога и с Богом, неизменными и бесстрастными душою, не как плоть, хотя и будем иметь плоть, но как небесный дух». (Афинагор Прошение о христианах, 31)

«Творец всего создал человека для того, чтобы он был причастником разумной жизни. И чтобы он, сделавшись созерцателем Его величия и сияющей во всем мудрости, всегда пребывал в таком созерцании, согласно с намерением Его и с природою, какую получил человек. Никто не согрешил бы, если б сказал, что цель сознательной жизни и разумного суждения - в постоянном и непрерывном занятии тем, к чему больше приспособлен естественный разум - в созерцании Сущего и непрестанном услаждении Его заповедями, хотя многие из людей, слишком пристрастно и сильно предавшиеся земному, не достигают этой цели». (Афинагор О воскресении мёртвых, 13,25) 

                                                                                Нам дарованы закон вечный и совершенный 

                                                                и завет верный, это — Христос, после которого нет 

                                                               более ни закона, ни постановления или заповеди.

                                                                                               Иустин Мученик                                   

                                                                                         ( Диалог с Трифоном, 11)

В). Заключение.

Мы рассмотрели в настоящей книге, как учение Иисуса Христа, апостолов и их учеников в ранней Церкви раскрывает замысел Бога в отношении человека. Однако всегда найдутся люди, которые скажут, что некоторые, по их мнению, важнейшие христианские учения не были известны в ранней Церкви. А были даны христианам в более поздние времена в виде догматов, символов веры, соборных правил и постановлений, трудов авторитетных учителей христианской церкви и великих реформаторов, откровений современных пророков и тому подобного.

Поэтому возникает закономерный вопрос: а что бы сказали по этому поводу сами ранние христиане? Считали ли они учение, которое сами исповедовали, совершенным и законченным? Или же допускали его несовершенство и неполноту, надеясь, что кто-то в будущем получит дополнительное знание? Рассмотрим эти вопросы.

В апостольской Церкви относительно учения существовал чёткий принцип: ничего не добавлять и ничего не убавлять.

Этот принцип исповедует Христос:

«Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду». (Откровение 2:24,25) – Из этого следует, что с того времени никакие дополнительные учения и не нужны, вплоть до второго пришествия Христа.

Так же и апостол Иоанн:

«Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная». (1 Иоанна 2:24,25)

«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». (Откровение 22:18,19) 

Так же и апостол Павел:

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. (Галатам 1:8,9)

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы приняли. В котором утвердились, которым и спасаетесь. Если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». (1 Коринфянам 15:1,2)

«я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви». (1 Коринфянам 4:15-17)

«Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе». (2 Тимофею 1:13)

«Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Старайся представить себя Богу достойным, делателем не укоризненным, верно преподающим слово истины». (2 Тимофею 2:1,2,15)

«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». (1 Тимофею 1:3,4)

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, не поврежденность, слово здравое, не укоризненное». /"В учении – непорочность, благочестие, слово правильное, неопровержимое" Подстрочный перевод/. (Титу 2:7,8)

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую». (Филиппийцам 1:27)

 

Так же и ученик апостола Иоанна, Поликарп:

«Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову». (Филиппийцам, 7)

 

Также и ученик Поликарпа, Ириней:

«И чистота души является средством соблюсти веру в Бога неповрежденною, ничего не прибавляя и не отсекая от нее». (Доказательство апостольской проповеди, 2)

«Это - драгоценная проповедь истины, и это - образ нашего спасения, и это - путь жизни, который пророки предсказали и Христос исполнил и апостолы передали, а церковь вверила своим чадам во всем мире. Ее (т.е. истину) должно сохранять во всей целости с твердою волею и богоугодно, с добрыми делами и здравым направлением мысли». (Доказательство апостольской проповеди, 98)

«Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков возвестившего все домостроительство Божие. Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имеет одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии, и в средине мира. Но как солнце - это творение Божие во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих придти в познание истины. И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с сим учением, ибо никто не выше Учителя, - ни слабый в слове не умалит предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое, не умаляет. Большее же или меньшее знание некоторых, по мере разумения, состоит не в изменении самого содержания». (Против Ересей, книга 2, глава X, п.1-3)   

«Поэтому, надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины. Прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было, собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. От всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение Апостолов и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и безсоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих.

Таковых пресвитеров питает Церковь; о них и пророк говорит: "и дам Я правителей твоих в мире и епископов твоих в правде". О них и Господь сказал: "кто же будет верный слуга добрый и благоразумный, Которого господин поставил над своими домочадцами, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот слуга, Которого господин, пришедши, найдет поступающим так". Павел, уча нас, где таковых найти, говорит: "Бог (иных) поставил в Церкви во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями". Итак, где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от Апостолов, здравую и безукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение». (Против Ересей, книга 4, глава XXVI, п.2-5)    

 

«Истинное познание есть учение Апостолов, и изначальное устройство Церкви во всем мире. И признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым Апостолы передали сущую по всюду Церковь. И она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, не принимая ни прибавления, ни убавления». (Против Ересей, книга 4, глава XXXIII, п.8)

Ириней утверждает, что прежде чем выйти в проповедь, апостолы, благодаря силе Святого Духа получили совершенное знание, не подлежащее ни дополнению, ни убавлению, ни редактированию:

«Апостолы начали проповедовать  и излагать в письмена Евангелие не прежде, как были облечены силами Святого Духа. Об устроении нашего спасения мы узнали не через кого другого, а через тех, через которых дошло к нам Евангелие, которое они тогда проповедовали (устно), потом же, по воле Божией, предали нам в Писаниях, как будущее основание и столп нашей Веры. Неприлично же утверждать, что они проповедовали прежде, чем получили совершенное знание, как осмеливаются некоторые говорить, выдавая самих себя за исправителей апостолов. Ибо, после того как Господь наш воскрес из мертвых, и они облечены были свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми (дарами Его) и получили совершенное знание, — они вышли в концы земли». (Против Ересей, книга 3, глава I, п.1)        

 

«Ужели же Петр не имел еще тогда совершенного знания, которое после изобрели эти люди? У них выходит, и Петр не совершен и прочие апостолы несовершенны, и им следует ожить и сделаться учениками сих, чтобы также сделаться совершенными. Но это конечно смешно. Эти люди оказываются учениками не апостолов, но своего худого учения. Но Церковь по всему миру, имея твердое начало от апостолов, пребывает в одном и том, же учении о Боге и Его Сыне.

Поскольку же апостолы и их ученики учили так, как проповедует Церковь, и, уча так, были совершенны, потому что они и были призваны к совершенству, то Стефан, уча тому же, увидел, еще, будучи на земле, славу Божию и Иисуса одесную Бога».  (Против Ересей, книга 3, глава XII, п.7,13)           

Ириней свидетельствует (3 книга, 2 и 3 главы), что первые 12 римских епископов, дошедшие до его времени передавали друг другу из уст в уста апостольское учение, не прибавляя и не убавляя ничего. Вот это и есть апостольское понимание предания. 

Кстати, термин «предание», на самом деле не означает какую-то дополнительную устную передачу знаний, к уже имеющемуся Писанию, а это, просто, синоним слова «учение».

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания /3862 παραδόσεις - преподавание, передача учения, учение, предание/ так, как я передал вам». (1 Коринфянам 11:2)

Как утверждает апостол Павел в следующем тексте: термин «предание» означает точную передачу учения, или устную или письменную – «или словом или посланием нашим»: 

«Итак, братия, стойте и держите предания /3862 παραδόσεις - преподавание, передача учения, учение, предание /, которым вы научены или словом или посланием нашим». (2 Фессалоникийцам 2:15)   

 

И несколько слов о часто приводимом аргументе – «Наше учение основано на Библии»:

На Моисеевом Законе, в своё время, также основывались фарисейские, саддукейские, ессейские и другие иудейские мнения и учения. И главным аргументом в пользу их «истинности», как раз и выступало то обстоятельство, что они не просто придуманы, а именно «основаны» на Писании. Надо сказать, что Христос подвёл к общему знаменателю эти «основанные на Писании учения» следующими словами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе». (Матфея 23:23) «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?.. таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим». (Матфея 15:1-3,6)

Отсюда очевидно, что истину надо было извлекать непосредственно из самого Закона, а не из около законных мнений и учений. Например, как это делали левиты времён Неемии. «И левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное». (Неемия 8:7,8) Ещё раз – левиты, в отличие от фарисеев, поясняли народу сам Закон, а не собственные идеи на основании Закона! 

Как предостережение Иисуса Своим ученикам не наступать на эти же грабли звучит Его увещание: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». (Луки 12:1) «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской…как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского». (Матфея 16:6,11,12) Итак, несмотря на всевозможную авторитетность и «обоснованность» на Законе, учение фарисеев и саддукеев было не истинным, а лицемерным. А лицемерие заключается в том, что с помощью подмены понятия и других подобных манипуляций, заповеди и предания человеческие заменяют собой Слово Божье, и даже ставятся выше него!

Ответ на вопрос нужно ли такое поклонение Богу, в следующем высказывании Христа: «Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь, предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Марка 7:5-9)

Что же изменилось в этом контексте с установлением христианства? Наверное, только то, что новозаветные фарисеи и саддукеи, христианские раввины и книжники стали называться «ортодоксами» и «богословами». А старая, разоблачённая ещё Иисусом схема, по возвышению преданий человеческих на уровень непререкаемой истины с успехом продолжает работать и дальше.

 

Итак, если мы признаём, что апостолы и другие верные христиане, исповедовавшие учение, имевшее место в христианской Церкви в 1 и 2 в., уже тогда имели знание достаточной полноты, чтобы праведно прожить свою жизнь в этом мире и получить жизнь вечную, то какой вообще тогда смысл в последующих дополнительных «истинах»? И что эти «истины» действительно могут добавить, кроме, разумеется, риска увлечься пустым обольщением, «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу»?     

P.S. Отзывы о книге можно присылать автору по адресу nestrigayura@yandex.ru

 

 

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.