• Правила
  • Контакты
» » Закон. Вечное во временном и небесное в земном.
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 2-05-2018, 17:29
Категория: Статьи

                                                   Нестрига Юрий.

    Закон. Вечное во временном и небесное в земном.

                                                      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

   

                                                  Ибо истинно говорю вам:  доколе не прейдет небо и земля,       

                                                 ни одна иота…не прейдет из закона, пока не исполнится все.

                                                                                        ( Матфея 5:18)

Как видно из слов Христа, записанных выше в эпиграфе  –  Закон будет оставаться в силе всё время существования человечества, вплоть до появления нового неба и новой земли, пока до последней буквы не исполнится всё, что в нём написано. Но в то же время Иисус учил и многому другому, вкладывая в заповеди Закона более глубокий смысл: «Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам…» Поэтому у многих людей возникал вопрос, каким же образом можно совмещать выполнение Закона с христианским учением?

 

И, как следствие, за последние две тысячи лет было сделано множество различных попыток буквально переносить отдельные положения из Закона, для обязательного их выполнения уже в христианском учении. Эти попытки начались с требования обрезать крещёных христиан из язычников ещё при жизни апостолов. И до настоящего времени часто можно услышать различные аргументы, почему, например, христианин не должен употреблять в пищу свинину, или же должен соблюдать субботу, и так далее.    

Но вместо того чтобы и дальше идти по этому пути, мы отойдём от распространённого мнения о том, что учение переданное израильтянам Моисеем – это что-то одно,  а учение Христа – это уже нечто другое, и, поскольку то и другое одновременно находится силе, значит, приходится совмещать выполнение и одного и другого. Но для начала ответим на следующий вопрос: с какого, собственно, времени в израильском народе берёт своё начало учение Христа?  

Некоторые сказали бы, что с того времени как Иисус начал проповедовать и обучать Своих первых учеников. Однако апостол Павел утверждает, что израильский народ начал постигать учение Христа ещё со времени выхода из Египта: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море. И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». (1Коринфянам 10:1-4)

И далее он добавляет, что израильтяне, не желавшие подчиняться наставлениям Моисея, искушали этим самым Христа: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей». (1Коринфянам 10:7-9) Каким же образом можно было бы Его искушать, если бы наставления Моисея одновременно не являлись также и учением Христа?

Апостол Пётр утверждает, что в пророках говорил Дух Христа: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу». (1Петра 1:10)

 

Итак, то, что написано Моисеем и пророками – есть не что иное, как учение Христа. И в этом нет ничего удивительного, так как Он является Словом Божьим, и то, что было Богом сказано человечеству – сказано через Его Слово. Когда же Христос воплотился и проповедовал людям на земле, Он не учил принципиально иному, чем учил ранее через Моисея и пророков. Поэтому имеет смысл вести речь не о необходимости совмещения заповедей Закона и учения Христа, а только о видоизменении одного и того же учения.

Просто Христос перешёл к следующему, более сложному этапу своего же учения. Только ранее Он говорил через Моисея языком простых и буквальных правил, чтобы они были понятны для всех людей, и языком пророческих прообразов, которым ещё предстояло исполниться в будущем. Теперь же, перейдя на более высокий, духовный уровень,  Он показывал ученикам реальную сущность прообразов, объясняя при этом, как те или иные положения Закона видоизменяются в Его настоящем учении, прежде чем придут к своему окончательному исполнению. И таким образом должен будет исполниться весь Закон.   

Ириней, ученик Поликарпа, ученика апостола Иоанна, поясняет, почему буквальные положения Закона должны видоизменяться: «Он обучал народ склонный возвратиться к идолам, разнообразными средствами  настраивая его быть постоянным и служить Богу. Посредством второстепенного призывая к первостепенному, т.е. посредством образов к истине, посредством временного к вечному, посредством плотского к духовному, посредством земного к небесному. Как и сказано Моисею: "ты все должен сделать по образцу того, что видел на горе". Он (Моисей) в продолжение сорока дней изучал слова Божии, небесные начертания, духовные образы и преобразования будущего. Как и Павел говорит: "они пили из последующего камня, камень же был Христос"».  (Против Ересей, книга 4, глава XIV, п.3) 

Другими словами, буквальное исполнение положений Закона не является самоцелью. Второстепенное должно приводить к первостепенному – в этом заключается смысл. Ведь исполнение Закона, по большому счёту, состоит не просто в выполнении прообразов, в нём содержащихся, а в установлении вечной духовной истины, представленной в Законе через эти прообразы. И когда эта истина полностью вступит в свои права, когда, по слову Христа, «прейдут небеса и земля», тогда и исполнится весь Закон. А до того ни одна «йота» не исчезнет из учения Христова.      

 

Разумеется, не все люди смогли постигнуть возвышенное учение Иисуса и таким образом выйти за пределы первоначального буквального уровня. Но те из них, которые всё-таки смогли, и стали Его учениками – более уже не нуждались в руководстве «детоводителя»: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя». (Галатам 3:24,25) Поэтому для учеников уже не было необходимости в буквальном исполнении положений Закона, хотя Иерусалимские христиане соблюдали его, пока существовал Храм. Апостол Павел, также, ничего плохого в этом не видел. Более того, он сам однажды, по просьбе Иакова, исполнял очищение по Закону с четырьмя христианами, находясь в Иерусалиме. (Деяния 21:23-26)       

 

А вот галатийским христианам апостол, в отношении Закона, написал следующее: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры». (Галатам 5:2-5) Однако, при этом Павел не говорит, что вместе с галатами «остались без Христа» и «отпали от благодати» также и соблюдающие Закон христиане Иерусалима.   

Но почему же он так написал галатам? Чтобы понять это, посмотрим на реакцию апостола Павла. Пока иудейские христиане соблюдали Закон у себя в Иерусалиме, он ни в чём их не упрекал. Но вот некоторые из них пришли из Иудеи в Антиохию  и стали здесь учить братьев христиан, не бывших иудейскими прозелитами: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». (Деяния 15:1) И Павел отреагировал на это резко и отрицательно, так что даже: «произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними». (Деяния 15:2) Поэтому, дело здесь было вовсе не в том, нужно ли соблюдать христианам Закон, но в том, что нельзя ОПРАВДЫВАТЬ себя соблюдением положений Закона, если ты уже стал христианином. На это и обратил Павел внимание учеников из Галатии, называя их «оправдывающими себя законом», в то время как сам апостол и другие с ним христиане «ожидали и надеялись праведности от веры», независимо от того, соблюдал ли кто-то из них Закон или нет.       

 

Апостол поясняет, что христианин, в принципе, может принять добровольное решение соблюдать Закон: «Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». (Римлянам 14:5,6) Но вот оправдываться Законом, то есть утверждать, что от его исполнения зависит спасение – нельзя: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер». (Галатам 2:21) Ибо христианин, утверждая, что спасение зависит от соблюдения Закона, тем самым отказывается от искупления во Христе и «отпадает от благодати».  

Но именно такими попытками оправдания по Закону, начиная ещё с тех проповедников в Антиохии, и занимаются говорящие: «Если не обрежетесь по Закону – не спасётесь. Если будете есть свинину – не спасётесь. Если не будете соблюдать субботу – не спасётесь….» Поэтому и вступил Павел в спор с пришедшими в Антиохию проповедниками оправдания Законом. Когда же по этому делу состоялся совет в Иерусалиме, где христиане соблюдали Закон, но, тем не менее, ним не оправдывались, то они согласились с предложением Иакова не «затруднять обращающихся к Богу из язычников». (Деяния 15:19)

И ещё в послании Галатам, апостол показывает очень важный принцип, как возможно соблюдать Закон не на первоначальном буквальном, а на духовном христианском уровне: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». (Галатам 5:14) Об этом же и в послании к Римлянам: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». (Римлянам 13:8-10)

 

Возможно, кто-нибудь возразит, как это можно целый Закон сводить к одной любви? Поясним на примере. Заповедь «возлюби» не отменяет собой других заповедей: «не убий», или «не укради». Но, с другой стороны, нужно ли вам отдельное правило, чтобы не убивать, или не обкрадывать тех, кого любите? Если ваш ответ: «нет, не нужно», значит, вы уже отказались от руководства «детоводителя». А теперь рассмотрим более детально, как видоизменяются различные грани Закона.

 

А). Заветы. От завета рабства к завету свободы.

Хотя мы и говорим о том, что учение Христа развивается от буквального уровня – к духовному уровню, но это не является обязательным правилом для всех людей. Всегда были люди, хотя и немногие, сразу способные к восприятию духовного уровня.  И также, фраза «От завета рабства к завету свободы» не означает, что сначала был завет рабства, а потом уже появился завет свободы. Наоборот. Сначала с Авраамом, благодаря его вере, был заключён завет свободы, или «завет о Христе» и только спустя четыреста тридцать лет появляется буквальный уровень, или завет рабства: «Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу». (Галатам 3:17)

Во времена Авраама появился только прообраз завета рабства, а именно, когда у Авраама родился сын Измаил, как поясняет апостол Павел: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве». (Галатам 4:22-25)

Завет же свободы унаследовал другой, сын Авраама по обетованию – Исаак: «а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам…Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной». (Галатам 4:26,28-31) 

Кроме того, завет свободы не переставал действовать в некоторых людях, которые находились под Законом и получали откровение от Христа. Вот как это объясняет Ириней:

«И Авраам, через Слово зная Отца, сотворившего небо и землю, исповедал Его Богом, и наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей и через Его пришествие семя его будет как звезды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа; и, увидев его посредством Духа пророческого, он возрадовался. Посему и Симеон, один из его потомков, исполнил радостное чувство патриарха и сказал: "ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, с миром, ибо очи мои видели Спасение Твое". И Мария сказала: "величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем". Ибо радость Авраама нисходит от него на его потомков, бодрствующих, видящих Христа и верующих Ему, и в свою очередь радость от его чад возвращается к Аврааму, желавшему также видеть день пришествия Христа. Итак, хорошо Господь наш дал свидетельство ему, говоря: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался". И это Он сказал не ради только Авраама, но и для того, чтобы показать, что все, от начала знавшие Бога и предсказывавшие пришествие Христа, получили откровение от Самого Сына». (Против Ересей, книга 4, глава VII, п.1,2)         

И ещё: «А что не только пророки, но и многие праведные люди, Духом Святым предвидя Его пришествие, молились дожить до того времени, когда увидят лицом к лицу Господа Своего и услышать слова Его, Господь показал. Говоря ученикам: "многие пророки и праведные люди желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали". Каким образом, они желали слышать и видеть, если наперед не знали о Его будущем пришествии? Каким образом они могли наперед знать, если не получили о Нем знания от Него? Как и Писания могли свидетельствовать о Нем, если бы все верующим не открывалось и не показывалось одним и тем же Богом через Слово?» (Против Ересей, книга 4, глава XI, п.1)     

Как видим, только от самого человека зависит, готов ли он сразу к завету свободы, или же всё-таки, ему нужно пройти через рабство, чтобы научиться ценить свободу. «Ибо Господь есть хозяин, управляющий всем домом Отца: Он рабам и еще не обученным дает соответственный закон, а свободным и оправданным верою дает сообразные заповеди и сынам открывает Свое наследство... Посему, закон, данный в свободу, больше закона, данного в рабство; и потому распространен не на один (только) народ, но на здесь мир».  (Против Ересей, книга 4, глава IX, п.1,2)           

То, что завет свободы существовал до, во время, и существует после завета рабства – образно представляется в рождении Фамарью, невесткой Иуды, двух близнецов: «Когда она зачала близнецов, то один из них прежде протянул руку свою, бабка же, думая, что он первенец, навязала на руку его красную нитку. После сего, когда он взял свою руку назад, вышел сперва брат его Фарес, а потом последовал Зара, на котором была красная нитка. Через это Писание ясно показывает, что народ, который имел красный знак, т.е. веру необрезанных, проявившуюся сперва в патриархах, а потом спрятавшуюся, чтобы родился брат, — это тот народ, который должен бы быть первым. Но родился вторым и был узнан по красному знаку, бывшему на нем, что означает страдание Праведного. Вначале пред изображенное в (истории) Авеля и описанное пророками, совершившееся же в последние времена в Сыне Божием». (Против Ересей, книга 4, глава XXV, п.2,3)          

Об обоих заветах так же повествует история Иакова: «Если кто вникнет и в действия Иакова, то найдет, что они не праздны, но исполнены (значения относительно) распоряжений (Божиих). И во-первых в рождении то, что он схватил за пяту брата и получил имя Иаков, т.е. запинатель, — который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан, борется и побеждает, держит в руке пяту противника, т.е. победу. Ибо для того родился Господь, рождение Которого он прообразовывал. Потом (Иаков) получил первородство, когда пренебрег им брат; так и народ младший принял перворождённого Христа, когда Его отверг старший народ, говоря: "не имеем другого царя, кроме кесаря". Во Христе всякое благословение; и посему младший народ восхитил у старшего народа благословения Отца, как Иаков восхитил благословение у Исава. Поэтому, брат терпел ненависть, и гонения от брата, как и Церковь то же терпит от иудеев». (Против Ересей, книга 4, глава XXI, п.3)            

Что же касается причины, почему одни люди были, в отличие от других, сразу способны к восприятию духовного уровня, то они отличались присутствием веры, и желанием слушать Христа и повиноваться Ему. И эта причина не изменялась на протяжении всей истории:

«После того, как этим призванием нам дана жизнь, и после того, как Бог веру Авраама в Него вновь привел к совершенству в нас, я думаю, мы не должны более возвращаться к первому законодательству. Ибо мы получили Господа закона, Сына Божия. И через веру в Него мы научаемся любить Бога от всего сердца и ближних, как самих себя. Любовь же к Богу далека от всякого греха и любовь к ближнему не причиняет ближнему зла». (Доказательство апостольской проповеди, 95)

 

Б). Знамения. От обрезания плоти до обрезания сердца.

Фраза «от обрезания плоти до обрезания сердца» также не означает что знамение обрезания плоти появилось раньше, чем знамение обрезания сердца т.е. духовное обрезание. Наоборот. Можно сказать, что духовное обрезание праведники и патриархи соблюдали ещё задолго до появления плотского обрезания.

Вот как пишет об этом Иустин: «Мы же, пришедшие через Него к Богу, приняли не плотское обрезание, но духовное, которое соблюдали Енох и другие». (Диалог, 43)

И ещё: «Если бы плотское обрезание было необходимо, как вы думаете, то Бог не сотворил бы Адама необрезанным, не призрел бы на дары Авеля, приносившего жертвы в не обрезании плоти, не угодил бы Ему Енох необрезанный, так что он не был найден, потому что Бог взял его. Лот необрезанный спасся из Содома, потому что ангелы и сам Господь вывели его. Ной, начало нового рода, будучи не обрезан, вошел со своими детьми в ковчег.  Не обрезан был Мельхиседек, священник Вышнего, которому Авраам, первый принявший обрезание по плоти, дал десятину, и благословил его Мельхиседек, по чину которого Бог возвестил через Давида  поставить вечного священника». (Диалог, 19)

  

Итак, духовное обрезание получило начало задолго до заключения завета о буквальном обрезании. Существовало оно и во всё время действия буквального обрезания, параллельно с ним. Начиная с Авраама, который благодаря выдающейся вере, признан был Богом праведным и только потом получил завет о буквальном обрезании. Другое дело, что далеко не все, находящиеся под заветом плотского обрезания, соответствовали высоким стандартам для духовного обрезания. Для них то и был предусмотрен принцип – «от второстепенного к первостепенному, от плотского к духовному».

Поэтому о необходимости духовного обрезания говорил ещё Моисей: «Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны». (Второзаконие 10:16) «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей». (Второзаконие 30:6)

Также и пророк Иеремия: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима». (Иеремия 4:4)

Также и Стефан: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». (Деяния 7:51)

Апостол Павел поясняет, что духовное обрезание намного важнее плотского:

«Берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев».  (Филиппийцам 3:2-5)

«Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его не обрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти. но [тот] Иудей, кто внутренне [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве». (Римлянам 2:26-29)

Приходившие в Антиохию проповедники обрезания христиан, не понимали этого важного принципа. А также и того, что Авраам получил оправдание верою ещё до обрезания: «Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? По обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании». (Римлянам 4:9-12) Итак, Авраам получил знамение обрезания плоти как «печать праведности через веру». Поэтому не сам факт обрезания делает обрезанных наследниками обетования с Авраамом, но вера, подобная Авраамовой. Также становится ясно, что не будь у Авраама прежде обрезания духовного – не было бы и обрезания плотского, так как обрезание плоти имело ограниченный промежуток  времени. Тогда как духовное обрезание распространилось на всю историю человечества.

Об этом же пишет Ириней: «Он получил завет обрезания после оправдания верою, которое он имел еще необрезанный, чтобы в нем предзнаменовались оба завета, и он был отцом всех, следующих Слову Божию и странствующих в сем веке, т.еверующих как из обрезанных, так и необрезанных. Как и Христос "камень великий краеугольный" все носит и собирает в единую веру Авраама годных в здание Божие из обоих заветов. Эта вера необрезанных, как соединяющая конец с началом, сделалась первою и последнею. Ибо, как я показал, она была в Аврааме и прочих праведниках, угодивших Богу прежде обрезания; и в последние времена снова явилась в человеческом роде через пришествие Господа».  (Против Ересей, книга 4, глава XXV, п.1)         

Смысл духовного обрезания заключается в том, что человек становится восприимчивым к действию Божьего Духа. Начинается оно с крещения во имя Иисуса Христа: «В Нем вы и обрезаны обрезанием не рукотворённым, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;  быв погребены с Ним в крещении». (Колоссянам 2:11,12) А после принятия этого крещения верующие получают дар Святого Духа: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа». (Деяния 2:38)

И, кстати, как поясняет Иустин, требование Закона обрезать младенцев именно «в восьмой день» указывает на истинное духовное обрезание. «И заповедь об обрезании, повелевающая, чтобы младенцы обрезывались непременно в восьмой день, была прообразом истинного обрезания, которым мы обрезались от заблуждения и греха через Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в первый день недели. Ибо первый день недели, будучи первым из всех дней, однако в счислении всех дней по их кругообороту называется восьмым, хотя и остается первым». (Диалог, 41)

 

В). Суббота. От четвёртой заповеди к тысячелетнему Царству.

В предыдущей части мы говорили об обрезании плоти. Это было знамением между Богом и Израилем. Кроме того, завет обрезания был назван «заветом вечным»: «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным».  (Бытие 17:13)  Но мы установили, что обрезание плоти оставалось в силе ограниченный промежуток времени, тогда как на самом деле «вечным» было и остаётся духовное обрезание.

В этой части поговорим о заповеди соблюдения субботы, которая также является знамением между Богом и Израилем, и также является «заветом вечным»: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего. Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». (Исход 31:12-17)

Итак, попробуем разобраться, что же на самом деле является «вечным». Постановление соблюдать седьмой день в недельном цикле? Или же это временный прообраз, имеющий, подобно знамению обрезания, гораздо большее духовное исполнение? 

Но для начала рассмотрим, в чём конкретно состоит смысл соблюдения субботы, как дня недели: в простом запрете заниматься делами, или же в чём то большем? Из-за непонимания этого вопроса самого Иисуса Христа обвиняли множество раз в нарушении положений Закона. То Он ученикам колоски разрешал срывать, то исцелениями в неположенное время занимался, то злых духов изгонял не по общепринятым правилам. А одному, пролежавшему 38 лет больному, и вовсе в субботу сказал: «возьми постель твою и ходи». (Иоанна 5:8) В общем за такие дела и приговор Ему вынести не замедлили: «не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы…мы знаем, что Человек Тот грешник».  (Иоанна 9:16,24)    

Но что на все эти обвинения в нарушении Закона отвечает Иисус? Буквально следующее: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Матфея 5:17) Показывая словом и делом, что всем желающим постигнуть Его учение до конца, нужно отойти от формализма, и разобраться, почему Он совершает поступки, кажущиеся нарушением Закона, а на самом деле являющиеся его исполнением. Так как не может, по определению, «Господин субботы» - нарушить четвёртую заповедь.

И вот как это поясняет Ириней: «Ибо Господь освобождал семя его, разрешая от уз и призывая к спасению, как Он сделал относительно исцеленной Им женщины, ясно говоря тем, которые не имели веры подобно Аврааму: "лицемеры! не отвязывает ли каждый из вас в день субботний вола своего или осла, и не ведет ли напоить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от сих уз в день субботний". Очевидно, что Он разрешил и оживил тех, которые, подобно Аврааму, веровали в Него, и ничего не сделал против Закона, когда исцелил в день субботний. Ибо Закон не запрещал людям исцеляться в день субботний, напротив, он даже обрезывал их в этот день и повелевал священникам совершать для народа службы, даже не запрещал врачевания бессловесных животных. И при Силоамской купальне и часто (в других случаях) Он исцелял в день субботний, поэтому многие и прибегали к Нему в день субботний. Закон же повелевал им воздерживаться от всякого рабского дела, т.е. от любви к стяжанию, поддерживаемой торговлею и прочими земными делами, но внушал заниматься делами души, состоящими в размышлении и благих речах и вспомоществовании ближним. И поэтому Господь обличал тех, которые несправедливо упрекали Его за исцеления в день субботний. Ибо Он не разрушал, но исполнял Закон, совершая дела Первосвященника, умилостивляя Бога за людей и очищая прокаженных, исцеляя больных и Сам приняв смерть, дабы подвергшийся изгнанию человек вышел из осуждения и безбоязненно возвратился в свое наследие». (Против Ересей, книга 4, глава VIII, п.2)    

«Итак, эти (установления) даны были как знамения, но знамения не были без символа, т.е. без содержания и праздны, потому что они даны были премудрым Художником; но плотское обрезание предзнаменовало (обрезание) духовное. Ибо "мы обрезаны — говорит Апостол — обрезанием нерукотворным". И пророк говорит: "обрежьте грубость Вашего сердца". Субботы же научали пребывать всякий день в служении Богу. Ибо говорит апостол Павел "мы считаемся всякий день за овец (обреченных) на заклание", т.е. посвящены (Богу). И во всякое время служим вере нашей и в ней пребываем, и воздерживаемся от всякого любостяжания, не приобретаем и не владеем никакими сокровищами на земле.

И что человек не оправдывался этими (установлениями), а они даны были народу в знамение, — показывает то, что сам Авраам без обрезания и соблюдения субботы "поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, и назван другом Божиим". И Лот без обрезания изведен был из Содома, получая спасение от Бога. Также Ной угождал Богу, хотя был и не обрезан, и получил измерения мира для второго поколения (людей). И Енох, хотя был человек без обрезания, угодил Богу, исполнял посольство Божие к ангелам. И был преложен и доныне сохраняется свидетелем праведного суда Божия; потому ангелы согрешившие ниспали на землю для осуждения, а человек богоугодный преложен во спасение. И все прочее множество праведных до Авраама и патриархов, бывших до Моисея, оправдывались без вышеупомянутых (установлений) и без Закона Моисеева». (Против Ересей, книга 4, глава XVI, п.1,2)     

 

«И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу. т.е. в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду. Ибо Я "Милости хочу, а не жертвы, - говорит Он, - и боговедения, а не всесожжения"». (Доказательство апостольской проповеди, 96)

Аналогичные аргументы приводит Иустин: «Новый закон повелевает нам соблюдать всегдашнюю субботу, а вы остаетесь при одном дне и думаете, что вы благочестивы, не соображая, почему дана вам эта заповедь. Если кто из вас виновен в клятвопреступлении или воровстве, пусть не грешит более; если кто блудник, пусть покается, и тогда он совершит истинную и приятную субботу Божию…

Все прежде названные праведники угодили Богу, не соблюдая субботы, и после них Авраам и все потомки его до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Богом, сделавши в пустыне тельца. Он повелел вам также соблюдать субботу для того, чтобы вы помнили Бога, как на это указывает изречение Божие: «чтобы вы знали, что Я Бог избавитель»…   

Если мы не признаем этого, то должны будем впасть в нелепые мысли: или будто бы не один и тот же Бог был во дни Еноха и всех других, не знавших ни обрезания плотского, ни соблюдавших субботы и других установлений, предписанных Моисеем, или будто Богу угодно было, чтобы род человеческий не всегда совершал одни и те же праведные дела; думать так явно смешно и глупо». (Диалог, 12,19,23)

Христос говорил иудеям, что «Сын Человеческий есть Господин и субботы». Также Он есть Господин «последнего дня», в который Он произведёт воскресение праведных: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». (Иоанна 6:37,38,39,40,44)

Поликрат, епископ Ефесский в своем письме Виктору, епископу Римскому упоминает о том, когда начнётся «последний день», о котором говорил Христос: «В Асии покоятся великие светила, которые воскреснут в последний день, когда Господь низойдет с неба во славе Своей и разыщет всех святых. Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе. Обеих дочерей его, состарившихся в девстве, и еще одну дочь, которой руководил Дух Святой и которая почивает в Ефесе. И Иоанн, возлежавший на груди у Господа, мученик и учитель, покоится в Ефесе». (Евсевий Кесарийский ЦИ, книга 3, п.31) Эта цитата из письма свидетельствует о том, что, по крайней мере, до 190 года н.э. в ранней церкви было всеобщее понимание, что апостолы и другие ученики воскреснут в «воскресение праведных». Которое состоится, когда, во второе пришествие явится Христос, называющий это «воскресением в последний день».

Последний, завершающий цикл, день – это седьмой или субботний день. Но апостол Пётр, цитируя Псалом 89:4,5, пояснил, что у Господа «один день как тысяча лет». (2 Петра 3:8) Поэтому «последний день» – это седьмой тысячелетний день, после шести тысяч лет бытия нашего мира, или тысячелетнее Царство Христа на земле. Запрет 4-ой заповеди, работать в день субботний, т.е. день покоя, пророчески указывал на то, что праведные в тысячелетнем царстве успокоятся от обременительного труда, и будут наслаждаться всевозможными благами в награду за их верность Богу и перенесённые ими страдания. Потому и в послании Евреям 4:9,10 сказано: «Для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих».

В подтверждение  вышесказанного приведём свидетельство Иринея:

«И посему Господь говорил: "Когда делаешь обед или ужин, не зови богатых, ни друзей, ни соседей и родственников, чтобы и они в свою очередь тебя не позвали и не получил ты от них воздаяния. Но зови хромых, слепых, нищих, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных". 

И еще Он говорит: "И всякий, кто оставит земли свои или дом, или родителей, или братьев, или детей ради Меня: получит во сто крат в сем веке , и наследует в будущем жизнь вечную". Ибо, что такое столичное воздание в сем веке за сделанные бедным обеды и ужины? Это имеет место во времена Царства, т.е. в седьмой день освященный, в который Бог почил от всех дел Своих, который есть истинная суббота праведных, когда они не будут делать ничего земного, но будут иметь трапезу, уготованную Богом, доставляющую им всякие яства». (Против Ересей, книга 5, глава XXXIII, п.2)   

«Кроме того (субботою) указывалось и на упокоение Божие после творения, т. е. на Царство (Божие), в котором человек, пребывавший в служении Богу, успокоится и будет участвовать в трапезе Божией». (Против Ересей, книга 4, глава XVI, п.1)   

А также свидетельство Мефодия Патарского:

«Ибо, как они, вышедши из пределов Египта и начав странствование, пришли в кущи, и оттуда опять отправившись, пришли в землю обетованную, так и мы. Так и я, отправившись отсюда и вышедши из Египта - сей жизни, сначала достигаю воскресения, этого истинного праздника кущей, и там поставив мою кущу, украшенную плодами добродетели, в первый день праздника воскресения, празднуя вместе с Христом тысячелетие покоя, называемое седьмым днём, эту истинную субботу». ("Пир десяти дев", речь IX, гл. V)

 

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.