• Правила
  • Контакты
» » ЕВХАРИСТИЯ В ИЗРАИЛЬСКОМ НАРОДЕ И В РАННЕЙ ЦЕРКВИ.
Навигация по сайту
Популярные статьи
Опросы
Какой вы деноминации?
Добавлено: 8-12-2018, 14:59
Категория: Статьи

Как уже сказано в названии статьи, речь будет идти о евхаристии, совершавшейся ещё в израильском народе. Однако существует распространённое мнение, что даже само слово «евхаристия» появляется только в христианских писаниях и применяется исключительно к новозаветному учению. В еврейских же ветхозаветных писаниях оно не было известно и не встречается. Но мы рассмотрим подробнее, с чем можно тут согласиться, а с чем нет.  А также на протяжении статьи проследим за тем, какой смысл вкладывался в понятие «евхаристия» в иудейском обычае преломления хлеба, в раннехристианских агапах и в праздновании Вечери Господней.

А). Преломление хлеба.

Слово «евхаристия», действительно, отсутствует в ветхозаветных писаниях, написанных на древнееврейских языках, но просто потому, что это слово греческое. Оно обозначает буквально или благодарность, как внутреннее чувство, или благодарение как внешнее действие. Название «евхаристия» происходит от греч. эухаристэо / 2168 - питать благодарность, быть благодарным, благодарить за что-либо/.

Однако нельзя утверждать, что евреи не понимали, что такое благодарность в принципе, или же не знали конкретного слова – «евхаристия». В греческих переводах еврейских писаний оно присутствует, и употреблялось евреями, говорившими на греческом языке.

Вот только некоторые примеры:

«За все это возблагодарим / 2168 эухаристисомэн1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/.  Господа, Бога нашего, Который испытывает нас, как и отцов наших». (Иудифь 8:25)

«А за то, что, быв прежде обижаемы ими, не мстили им, благодарили /2168 иухаристун1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/ и просили прощения в том, что заставляли переносить их». (Премудрость Соломона 18:2)

«Избавленные Богом от великих опасностей, мы торжественно благодарим /2168 эухаристумэн1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/  Его».

(2 Маккавеев.1:11)

Евхаристия была распространена в израильском народе, в виде обычая благодарить Бога перед началом трапезы, преломляя хлеб.

В евангелиях, например, описаны случаи, как это делал Иисус:

«И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение /2168 эухаристисас1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей». (Матфея 15:36-38)

«Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение /2168 эухаристисас1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели». (Иоанна 6:10-13)

Также описан случай, как это делал апостол Павел: «Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил /2168 эухаристисэн1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/ Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу». (Деяния 27:33-36)

Опять же, если мы внимательно рассмотрим эти случаи, то увидим, что Павел говорил по-гречески, чтобы его понимали окружающие люди и, очевидно, произносил выражение «евхаристия». Иисус же в описанных случаях благодарил Бога, находясь среди евреев и на их родном языке, не произнося выражения «евхаристия», но употребляя его еврейский аналог. Очевидец этих событий апостол Иоанн, слышавший в оригинале эти слова Иисуса, но написавший евангелие по-гречески, употребляет выражение «евхаристия».  Поэтому, какое бы выражение не прозвучало в действительности: или «евхаристия», или его еврейский аналог – смысл от этого не изменяется.    

Апостол Павел показывает, что евхаристия – это не только благодарение Бога в молитве перед едой, но и благодарение в любой молитве:

«Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит /2168 эухаристи1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/ Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит /2168 эухаристи1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/ Бога». (Римлянам 14:6)

«Прежде всего благодарю /2168 эухаристо1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/ Бога моего через Иисуса Христа за всех вас». (Римлянам 1:8)

«И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря /2168 эухаристунтэс1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/  через Него Бога и Отца». (Колоссянам 3:17)

«благодаря /2168 эухаристунтэс1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/  всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». (Ефесянам 5:20)

А вот с чем действительно можно согласиться, так это с тем, что значение выражения «евхаристия» получило более широкий смысл в учении ранней Церкви I-II вв. И вот как это произошло. Когда было создано первое христианское собрание в Иерусалиме, обычай благодарить Бога в преломлении хлеба оставался и далее в жизни иерусалимских христиан: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деяния 2:42,46,47)

А позднее, когда христианство начало распространяться по всей Иудее и за её пределами, этот обычай перенимали вновь создаваемые христианские собрания. Таким образом, исполнилось пророчество предвозвещённое пророком Малахией, и обычай благодарения Бога в молитве и преломлении хлеба приобрёл ещё более широкий смысл. Обсудим это подробнее в следующей части.

Б). Агапы.

Согласно Закону, иудеи могли приносить Богу жертвы только в иерусалимском храме, но Малахия пророчествовал, что будет время, когда Бог разрешит приношение жертв «на всяком месте». И это исполнилось во времена ранней Церкви.

Теперь евхаристия представляла собой благодарственную жертву. Об установлении этой жертвы и пророчествовал Малахия: «Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: "чем мы бесславим имя Твое?" Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб…Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших не благоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам /Псалом 140:2; Откровение 5:8;8:3,4 – воскурение фимиама символизирует молитвы святых/ имени Моему, чистую жертву /4503 וּמִנְחָה - 1) дар, 2) приношение, жертва (без крови)/; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф…ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов». (Малахия 1:6,7,10,11,14)

Исполнение этого пророчества Малахии подтверждает раннехристианское произведение «Дидахе» (II половина I в.): «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите /2168 эухаристисатэ1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша. Ибо о ней сказал Господь: "на всяком месте и во всякое время должно приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и Имя Мое чудно в народах"». (Дидахе, 14:1-3)

Об этом же писал Ириней, ученик мужа апостольского Поликарпа:

«Итак, приношение Церкви, которое Господь научил приносить во всем мире, почитается у Бога чистою жертвою и угодною Ему; не то, чтобы Он нуждался в жертве от нас, но приносящий сам прославляется приношением, когда принимается его дар. Ибо через дар оказывается почтение, и любовь к Царю. И Господь, внушая нам делать приношение во всей простоте и невинности, так проповедал: "когда приносишь дар твой к алтарю и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред алтарем и пойди прежде примириться с братом твоим, и тогда, возвратившись, принеси дар твой". Посему должно приносить Богу начатки Его творения, как и Моисей, говорит: "не являйся пуст пред лицом Господа Бога твоего",— дабы человек, за что благодарил тем и выразил свою благодарность и получил честь, которая от Него.

И не приношения вообще отменены, ибо есть приношения там (в Ветхом Завете), есть приношения и здесь (в Новом); есть жертвы у народа (иудейского), есть жертвы и в Церкви (христианской); но изменен только вид, так как приношение делается уже не рабами, а свободными. Ибо Один и Тот же Господь; но свой характер рабского приношения, и свой — (приношений) свободных, чтобы через самые приношения обличался признак свободы». (Против Ересей, книга 4, глава XVIII, п.1,2)   

Отсюда видно, что евхаристия в виде приношения или, по-другому, благодарственной жертвы, имела место на еженедельных собраниях у ранних христиан, так называемых агапах, проводившихся в первый день недели (день Господень, воскресение). Название «агапа» происходит от греч. агапи /26любовь, братские трапезы (у ранних христиан)/. Кроме благодарственной жертвы агапы включали в себя прославление /2127эулогэо     1. хорошо отзываться, воздавать хвалу, восхвалять; 2. благословлять)/ Бога Отца и Его Сына, наставления в истине, общую трапезу и братское общение.    

В «Дидахе» описывается, как совершали евхаристию христиане I века н.э.

«Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который виноград Ты открыл нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концов земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила через Иисуса Христа во веки.

И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам.

По исполнении же вкушения так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святой, за Имя Твое Святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради Имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную через Отрока Твоего. Паче всего благодарим Тебя потому, что Ты Всемогущ. Тебе слава во веки!

Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки. Да придет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову!» (Дидахе 9:1-5; 10:1-6)

Также Иустин сообщает, какие требования  существовали для участников евхаристии:

«Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос». (1 Апология, 66)

  

Пример проведения раннехристианской агапы записан в книге Деяния Апостолов:

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи…Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». (Деяния 20:7,11)

Ещё один пример приводит Иустин: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одном месте всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом - аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к отсутствующим они посылаются через диаконов. В день же солнца мы делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых». (1 Апология, 67)

Апостольский ученик Игнатий, епископ Антиохийский (67-107гг.) в конце своего 40 – летнего епископского служения написал следующие слова: «Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов». (Ефесянам, глава XIII)

Очень хорошо описал атмосферу, присутствовавшую на раннехристианских агапах Ицхак Куглер в своей статье «Было ли хлебопреломление до Иешуа?»:

«В собраниях очень распространен феномен, когда общение — это немногим больше, чем просто атмосфера общительности и дружелюбия некоего бара или клуба, в котором люди откровенничают лишь тогда, когда это необходимо, и не более. Нет никакой замены хлебопреломлению, подобного тому, что было в первой церкви, потому что Господь должен быть центром, Тем, кто сидит во главе стола, а мы вокруг Него, воспоминая и говоря о Нем, поддерживая друг друга в любви и добрых делах. Мы должны прославлять и благодарить Его во время хлебопреломления…  Центральной фигурой церемонии хлебопреломления был не кто иной, как Сам Господь, Которого и должны были вспоминать верующие. Их молитвы были полны славы и благодарения Господу за все, что совершил Иешуа. Их сердца были переполнены радости». (Журнал ”Мой Иерусалим”, №14 (стр. 42-47) и №15 (стр. 16-19))

Кроме всего вышесказанного, Иисус Христос заповедал своим апостолам совершать евхаристию по одному особенному поводу, об этом подробнее в следующей части.

В). Вечеря Господня.

Самое известное из благодарственных приношений, совершаемых учениками Иисуса Христа в ранней Церкви 1-2 вв. – это евхаристия, связанная с воспоминанием Его жертвенной смерти. Начало ей положил Иисус Христос, во время празднования последней пасхальной вечери со Своими учениками: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ешьте: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего». (Матфея 26:26-29; Марка 14:22-25; Луки 22:19,20)  

Апостол Павел связывает проведение этой евхаристии именно с праздником Пасхи и жертвенной смертью Иисуса Христа, как пасхального Агнца, а не с Его воскресением:

«Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив /2168 эухаристисас1) благодарить, 2) воздать благодарение, 3) возблагодарить/, преломил и сказал: примите, ешьте. сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, - доколе Он придет».  (1 Коринфянам 11:26)

«Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». (1Коринфянам 5:7)

Об этом же говорит и апостол Пётр: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца». (1Петра 1:18,19)

Итак, празднование  Вечери Господней возвещает, по апостольскому учению, «смерть Господню». Конечно, воскресение Иисуса также имеет важнейшее значение, которое нельзя преуменьшать никоим образом. Однако обычай присоединять празднование Пасхи и связанных с ней событий к воскресению Христа, появился гораздо позже и никакого отношения к учению апостольской Церкви не имеет.

Пасху, согласно Закону, полагалось праздновать один раз в году. Начало, или подготовка к празднику Пасхи, а, соответственно, и день смерти Иисуса, всегда выпадает на 14-е число еврейского месяца нисана. Отсюда следует, что Вечерю Господню, как и Пасху, которая была её прообразом, нужно отмечать только раз в году, в календарный день, соответствующий 14 нисана.

У евреев сутки начинаются около шести часов вечера, после захода солнца, и кончаются в это же время на следующий день. День смерти Иисуса – 14 нисана – выпал на пятницу, а по общепринятому календарю – с вечера четверга на пятницу. Все евангелия утверждают, что умер Он в пятницу, незадолго до её окончания, т.е. незадолго до окончания 14 нисана и наступления субботы 15 нисана, начала празднования Пасхи. А, значит, учитывая события, происходившие в последние сутки земной жизни Христа, Вечеря Господня имела место сразу же после наступления 14 нисана, после захода солнца. А после обеда, в конце суток 14 нисана, когда полагалось закалать пасхального агнца, истинный Агнец – Христос уже был распят на Голгофе.  

Этот факт, подтверждает очевидец данных событий, апостол Иоанн. Показывая, что, когда Иисуса утром привели на допрос к Понтию Пилату, это была «пятница перед Пасхою» и иудеи ещё только готовились к празднованию Пасхи. Поэтому они и не входили к Пилату в преторию, чтобы не оскверниться перед праздником:  

«От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху». (Иоанна 18:28)

«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели». (Иоанна 19:14-16)

О том, что в ранней Церкви, согласно учению апостолов, праздновали Вечерю Господню 14 нисана, сообщают также Поликрат епископ Эфесский и Ириней епископ Лионский:

«Главой асийских епископов, настаивавших на том, что следует соблюдать издревле переданный обычай, был Поликрат. В письме к Виктору и к Римской Церкви он так говорит о предании, дошедшем до его времени:

"Мы строго соблюдаем этот праздник, мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе, двух дочерей его, состарившихся девственницами, и еще одну его дочь, жившую в Духе Святом, почивающую в Эфесе. Иоанна, возлежавшего на груди у Господа, бывшего священником и носившего дщицу, свидетеля и учителя, который почивает в Эфесе. И Поликарпа Смирнского, епископа и мученика, и Фрасею, епископа и мученика Эвменийского, который покоится в Смирне. Говорить ли о Сагарисе, епископе и мученике, который покоится в Лаодикии, о блаженном Папирии, Мелитоне евнухе, целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых. Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры. И я, Поликрат, самый малый из вас, поступаю так, как передано мне моими родственниками, им следую. Семь человек моей родни были епископами, я восьмой. И всегда родные мои справляли этот праздник, когда народ не употребляет квасного хлеба. Я, братья, прожил шестьдесят пять лет в Господе, пребывал в сношениях с братьями во всей вселенной, прочитал все Священное Писание и никаких угроз не испугаюсь, ибо большие меня сказали: "Повиноваться следует больше Богу, нежели людям".

Затем он пишет о епископах, бывших с ним, когда он писал, и с ним единомысленных:

"Я мог бы назвать всех присутствующих епископов, которых вы посоветовали мне созвать; я и созвал их. Если я напишу все их имена, то выйдет великое множество. Они знают, как я мал и ничтожен, но согласились с моим письмом, зная, что не кое-как дожил я до седин, а всегда устраивал свою жизнь, следуя Христу".

Тогда Виктор, предстоятель римлян, собрался разом отлучить за инакомыслие асийские и сопредельные с ними Церкви; он клеймил всех тамошних братьев письменно, огульно объявляя их отлученными». (Евсевий, ЦИ книга 5, глава 24:1-9)

«Среди противников Виктора был Ириней, писавший от лица всех галльских братьев, главой которых был: он сразу заявил, что таинственное Воскресение Господне должно праздновать только в день Господень, и стал подобающим образом уговаривать Виктора не отлучать целые Церкви Божие за то, что они соблюдают издревле переданный им обычай. Тут он приводит рассказ, который хорошо поместить здесь: "Пресвитеры, жившие до Сотера, предстоятели Церкви, которой ты ныне управляешь: Аникет, Пий, Гигин, Телесфор и Ксист - сами не соблюдали поста и не заповедали его своим. Тем не менее, они, не соблюдавшие, были в мире с братьями, которые приходили к ним из Церквей, где он соблюдался, хотя соблюдение его казалось не соблюдавшим чрезвычайно нелепым. Никогда за этот обычай никого не отвергали; епископы, твои предшественники, его не соблюдавшие, посылали евхаристию членам Церквей, его соблюдавшим.

Блаженный Поликарп был при Аникете в Риме; кое в чем они слегка не ладили, но тут же заключали мир, об этом же главном вопросе и спорить не хотели; ни Аникет не мог убедить Поликарпа оставить то, что всегда соблюдали Иоанн, ученик Господа нашего, и остальные апостолы, с которыми Поликарп общался; ни Поликарп Аникета, говорившего, что он обязан соблюдать обычай своих предшественников. Тем не менее, они пребывали в общении друг с другом; Аникет, из уважения, конечно, предоставлял Поликарпу совершать в его Церкви евхаристию, и они расстались в мире друг с другом и в мире со всей Церковью"». (Евсевий, ЦИ книга 5, глава 24:11-17)

Пасхального агнца, ветхозаветный прообраз которого исполнился на Христе, полагалось съедать на пасхальном ужине. Иисус – истинный Агнец, пояснил, что хлеб, который Он даёт в пищу ученикам есть не что иное, как Его Плоть: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сошедший с небес. ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». (Иоанна 6: 48-51)

 

Апостол Павел проводит параллель между иудеями, которые едят принесённые жертвы, называя их «участниками жертвенника», и учениками, которые едят приносимый в благодарственную жертву хлеб и пьют вино, называя это приобщением к Телу и Крови Христа, отдавшего Свою Плоть «за жизнь мира»:  

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение /2842 кинониа1) взаимоотношения, 2) соучастие, 3) общение/ Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение /2842 кинониа1) взаимоотношения, 2) соучастие, 3) общение/ Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники /2844 кинони1) сообщники, 2) соучастники, 3) причастники/ ли жертвенника?» (1Коринфянам 10:16-18)

 

Иисус – истинный Агнец, раз и на всегда принёс Свою плоть (т.е. тело и кровь) в умилостивительную жертву, чтобы верующие в Него очистились от греха и стали праведными: «По сей-то воле, освящены мы едино кратным принесением тела Иисуса Христа». (Евреям 10:10) «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». (Колоссянам 1:21,22)

    

По слову Христа, кто не ест Его плоть и не пьёт Его кровь, тот фактически отказывается от участия в воскресении праведных: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие».  (Иоанна 6:53-55)

Иустин обращает внимание на то, что евхаристия – это не употребление обычного хлеба и вина: «Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье. Но как Христос, Спаситель наш, Словом Божьим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть - как мы научены - плоть и кровь воплотившегося Иисуса». (Иустин, 1 Апология, 66)

Ученик, совершающий евхаристию, должен пребывать в неразрывном единстве с Иисусом Христом, подобно, как и Он пребывает в единстве с Отцом: «Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, [так] и ядущий Меня жить будет Мною». (Иоанна 6:56,57)

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви».  (Иоанна 15:4-10)

Совершая евхаристию, находиться в единстве с Иисусом, - значит пребывать в вере и любви Христа, поясняет апостольский ученик Игнатий, епископ Антиохийский:

«Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости». (Смирнянам, VII)

«Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия.

И Пития Божия желаю, - крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная». (Римлянам, VII)  

«Посему, стяжавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа». (Траллийцам, VIII) 

 

Сравнивая пасхальную чашу вина со Своей Кровью, Иисус проводил аналогию, хорошо знакомую для иудеев. Сравнения вина с кровью присутствуют в еврейских Писаниях:

«Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод». (Второзаконие 32:13,14)

Такая же аналогия присутствует и в непосредственном пророчестве на Иисуса Христа:

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое». (Бытие 49:10,11)

Ириней подробно объясняет это пророчество: «Иуда же - патриарх иудеев, сын Иакова, от которого они получили и имя. И у них не оскудевал ни князь, ни вождь до пришествия Христа. Но со времени Его пришествия силы лука его ослабели, и земля иудеев подчинена была римлянам, так что они не имели больше собственных князей или царя. Ибо пришел Тот, Кому уготовано царство на небе, Который также в вине омыл Свою одежду и в крови гроздов одеяние Свое. Одежда же Его суть те, которые веруют в Него, которых Он и очистил, искупив нас Своею кровью. Кровь же Его названа кровью гроздов. Ибо как кровь гроздов не человек делает, а создает Бог и веселит пьющих его, так и воплощение Его и кровь Его производит не человек, а Бог. Который также веселит пьющих Его, тех, которые получают Его Духа в вечную радость». (Доказательство апостольской проповеди, 57)

Существует учение, согласно которому хлеб и вино употребляют в пищу на Вечере Господней не все христиане, а только имеющие так называемую «небесную надежду». Согласно которой они после смерти навсегда оставляют человеческую плоть, а вместо неё получают некие небесные духовные тела. Однако ранние христиане, принявшие учение от апостолов, с точностью до наоборот, учили, что евхаристия возвещает не отделение плоти от духа, но их неразрывное единство, как в настоящее время, так и в вечной жизни.

И в доказательство этого приводим несколько мест из трудов Иринея:

«Наше же учение согласно с Евхаристиею. Ибо мы приносим Ему то, что Его,  последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призвания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая евхаристию, не суть уже тленные имеют надежду воскресения». (Против Ересей, книга 4, глава XVIII, п.5)   

«Безрассудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, и отвергают ее возрождение, говоря, что она не участвует в нетлении. Но если не спасется она, то (значит) и Господь не искупил нас Своею кровью, и чаша евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, не есть общение тела Его.

Когда же чаша растворенная, и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются евхаристиею тела и крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти. И эта плоть питается от чаши Его, которая есть кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его. И как виноградное дерево, посаженное в землю, приносит плод в свое время, или пшеничное зерно, упавшее в землю и истлевшее, во многом числе восстает через Дух Божий, все содержащий. А это потом по премудрости Божией идет на пользу человека, и, принимая Слово Божие, становится евхаристиею, которая есть тело и кровь Христова. Так и питаемые от нее тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца». (Против Ересей, книга 5, глава II, п.2,3)     

 

В настоящей статье автор поставил целью по возможности коротко, без убавления и прибавления, изложить саму суть проведения евхаристии и празднования Вечери Господней. Остаётся только сказать, что празднование Вечери Господней это не религиозный обряд или традиция. Это – исполнение заповеди Иисуса Христа. Как Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание». (Луки 22:19)  И ещё: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Иоанна 14:15)

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно



Теги:
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.